Очевидным сегодня стала невозможность осознания себя гражданином страны без достаточно прочных знаний о прошлом её.
Незамутненные идеологическим налетом и политической выгодой, исторические истины дают ясное представление о возникновении, становлении и развитии государства российского, мирной и ратной многовековой жизни его народа. Исторические материалы говорят нам не только о подвигах и достижениях, но и свидетельствуют о грубых просчетах в руководстве государством, что уже само по себе помогает избежать ошибок в настоящем и будущем.
Большое начинается с малого, а история родного края является важнейшим элементом нашей общей исторической основы, на которой прочно стоит настоящее, без которой невозможно, без потерь и издержек построить наше будущее. Изучение истории своей малой родины называется краеведением. Археологические раскопки, архивные документы, работа с мемуарами, сбор фольклорных произведений, предметов труда и быта старины дополняют картину того или иного исторического отрезка, помогают в полной мере ощутить аромат времени.
История Дубны этого уникального в своем роде уголка Подмосковья хранит множество тайн, а приоткрыть завесу этих тайн пытались многие поколения жителей нашего города. Краеведческие поиски проводились разрозненными группами любителей истории и некоторое продвижение по пути в прошлое, несомненно, имело место. И только созданный пять лет назад инициативными профессиональными историками и любителями краеведами фонд «Наследие» начал планомерную работу по сбору исторических сведений о Дубне и её окрестностях, систематизируя полученные материалы, приступил к широкой пропаганде полученных знаний среди жителей города. Альманах «Дубненское Наследие» и сайт фонда http://www.nasledie.dubna.ru/ систематически знакомят жителей города с новыми материалами по истории Дубны вошли в каталог учебных пособий школ и ВУЗов города.
Автору этих строк и участнику общественной организации «Наследие», предметом деятельности которой является изучение истории родного края, небезынтересным стало приглашение в качестве члена жюри на заключительный этап олимпиады школьников «Дубна. Родное Подмосковье». Состав жюри был самым независимым. В него входили и депутат Горсовета, и представитель Горуно, и журналист, и методист ЦДЮТ и профессиональные историки.
22 апреля в актовом зале школы №7 собрались команды из всех школ города, чтобы выявить сильнейших в области краеведения. Организатор олимпиады Горуно приурочило это мероприятие к предстоящему юбилею современной Дубны. Одиннадцать команд, по пять участников в каждой, должны были ответить на вопросы по истории города. Тестовые задания были сформулированы таким образом, чтобы охватить периоды истории города от первого упоминания о Дубне (Дубнъ) в летописях 1134 года, до истории современного наукограда.
Строительство канала Москва-Волга, возникновение городских предприятий, научных институтов, учебных заведений, улиц, спортивных и культурных объектов и многое другое из истории Дубны должны были знать участники олимпиады, чтобы получить заветные пять баллов и звание победителей. Причем, кроме ответа на вопрос, командам давалось право на дополнение ответов своих коллег из других команд, что также фиксировалось в итоговых протоколах. С уверенностью можно сказать, что историю Дубны подавляющее большинство из присутствовавших на олимпиаде, знают хорошо.
Несколько огорчают огрехи допущенные в процессе издания учебника по истории Дубны. Обнаруженные там ошибки может исправить только новое, отредактированное и дополненное специалистами издание. Совету депутатов и городской администрации необходимо решить этот вопрос в кратчайшие сроки, ибо школьники в настоящее время получают недостоверные знания по истории города.
С наибольшим количеством баллов по всем конкурсным этапам в лидеры вышла команда школы №7, второе место у гимназии №11. Третье место поделили команды школ №2 и №4, гимназии №8 и лицея №6.
Член жюри олимпиады «Дубна. Родное Подмосковье»,
редактор альманаха «Дубненское Наследие» Сергей Гор