Московский областной общественный фонд
историко-краеведческих исследований
и гуманитарных инициатив

Краткая информация об опытном заводе №30 НКАП, филиале завода №30 НКАП (пос. Иваньково, г. Кимры Калининской обл.) представлена в каталоге номерных заводов по материалам книги «Оборонные предприятия СССР и России» (в 2010 год). Опубликована на сайте Оборонпром.

(НКАП – Народный комиссариат авиационной промышленности СССР, пос. Иваньково – ныне входит в городской округ Дубна)

Проектирование завода опытного морского самолетостроения начато в 1930 г. Первоначально площадка была выбрана в Таганроге, по пр. ВСНХ №313 от 2.10.1931 перенесена в г. Ейск. В 01.1932 завод (Ейск) входил в число предприятий, имеющих оборонное значение. По пр. ГУАП №15/324 от 15.06.1932г. строительство завода №30 перенесено в Переяславль на Переяславское озеро, где объединено со строительством намечаемого завода №116 (одновременно требовалось прекратить строительство в Переяславле завода №122, подыскав ему новую площадку). В 1933 г. строительство вновь перенесено – в г. Казань, в 1934 г. – в район Раменского Московской обл.

Окончательно строительство на Иваньковском озере в Кимрском районе Калининской обл. утверждено Пост. СТО №С-59сс от 20.05.1935 и №С-134сс от 8.10.1935. В том же году Гипроавиапромом разработан проект завода с использованием водного бассейна и сооружений гидроканала Волга-Москва и утвержден 07.1936.

Строительство завода было возложено на НКВД со сроком окончания (без монтажа) к 1.05.1937. Проектная мощность – 300 самолетов (200 МДР-6 и 100 МТБ-2) в год. В 1936 г. завод вошел в состав самолетостроительного треста ГУАП НКТП.

Строительство начато летом 1937 г. на площадке мастерских гидроузла на левом берегу Волги, у дер. Подберезье, в двух километрах севернее Иваньковской плотины канала им. Москвы (Московское море). Одновременно с заводом строился рабочий пос. Иваньково, в который вошла дер. Подберезье (но был рабочий поселок Подберезье). В конце 1937 г. был пущен в действие транспортный цех (гараж).

Первоначально завод проектировался как заготовительный филиал завода №30 (пос. Савелово). Официально завод вступил в строй 10.07.1939 (1-я очередь). В конце 1939 г. сдано 12.000 м2 производственных площадей. К этому времени построены цеха: механический, покрытий, слесарно-сварочный, штамповочный, подготовительного производства, литейная мастерская, кузница. Оборудование для завода было закуплено в США («Калифорнийский проект завода по производству гидросамолетов»).

По пр. НКАП от 15.04.1939 заводу поручено изготовление МТБ-2 конструкции А.Н. Туполева. Конструкторский коллектив завода возглавил А.П. Голубков.

По пр. №111с от 10/13.03.1940 завод №30 (пос. Савелово) был переименован в завод №288 НКАП, а филиал в Иваньково с 26.05.1940 получил наименование завод №30. С 07.1940 завод передан в 1ГУ НКАП, по пр. №262сс от 22.03.1941 передан в 10ГУ. На конец 1940 г. еще не был достроен. В 1940 г. введены в строй: компрессорная, цеха агрегатной и окончательной сборки №№ 3, 5, 16, испытательная гидробаза. В 1941 г. сдана в эксплуатацию центральная котельная.

Перед войной на заводе начали работать гл. конструкторы П.Д. Самсонов и И.В. Четвериков по опытному морскому самолетостроению.

План производства на 1941 г.: 100 МДР-2. Также в 1941 г. завод получил задание на освоение выпуска МДР-6. Сюда было передано 7 комплектов оснастки, но из-за недостатка площадей смонтировано было четыре.

15.10.1941 завод №30 10ГУ НКАП был эвакуирован и по реке направлен в Куйбышев. Оставшееся оборудование законсервировано и сдано под охрану. На р. Чкаловка завод был перегружен в железнодорожный эшелон и по пр. №1110сс от 11.11.1941 направлен в Омск, на площадку складов УГМР, переданных заводу №29 НКАП (планировалась эвакуация в г. Чкаловск Горьковской обл., на судоремонтный завод им. Ульянова-Ленина НКречфлота). Часть оборудования и личного состава в конце 1941 г. переданы заводу №25 НКАП. В 11.1941 эшелоны направлены в Москву. В результате коллектив и мощности завода постоянно были на колесах, и завод так и не вступил в строй.

По пр. № 1170сс от 18.12.1941 мощности и личный состав завода переданы для формирования нового завода №23 НКАП и №30 НКАП. По пр. №277с от 14.04.1942г. часть несмонтированного оборудования завода №30 передана филиалу завода №145 в Болшево.

На старой площадке в Иваньково по пр. НКАП №372с от 11.05.1942 образован новый опытный завод морского самолетостроения №458 в системе 7ГУ НКАП.

Директор (1938 г.) – А.П. Свердлов, (1939-08.1940) – И.Г. Загайнов, (08.1940-10.1941) – Я.К. Руденко, (10.1941) – И.Н. Смирнов.

Начальник строительства (8.10.1937-1946) – Е.Т. Ястребилов.

Гл. конструктор (1939-40) – А.П. Голубков, (01-10.1941) – И.В. Четвериков.

Гл. технолог (1939-42) – Б.Д. Иванов. Начальник производства (12.1940) – С.П. Литвиненко (затем директор завода №465).

Производство: гидросамолеты: МТБ-2 (1939) – 1, МДР-5, МДР-6 (1941) – 21, Бе-4, МДР-7.

5.03.2024