Московский областной общественный фонд
историко-краеведческих исследований
и гуманитарных инициатив

В середине февраля в Кимрском краеведческом музее возобновила работу историко-архивная выставка «Профессия: кустарь-сапожник».

Первая выставка, подготовленная на основе сотрудничества музея Мемориального комплекса «Медное» с Тверским центром документации новейшей истории, где хранятся архивно-следственные дела репрессированных в 1930-х, начала работу в Кимрах шесть лет назад, вторая – ее продолжение. Представлены дополнительные материалы архивно-следственных дел мастеровых крестьян Кимрского района Калининской области, пытавшихся прожить своим ремеслом и расстрелянных в 1937 году. Среди них И.А. Исаев, И.Н. Засорин, И.И. Белоусов, Е.Б. Заботин. В «Анкете арестованного» у каждого из них в пункте «Профессия» значится: «кустарь-сапожник».

В 1937 году в соответствии с оперативным приказом народного комиссара внутренних дел СССР №00447 «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов» раскулаченные в конце 1920-х – начале 1930-х годов крестьяне-кустари автоматически подлежали репрессиям по 1-й (расстрел) или по 2-й (8-10 лет лагерей) категориям. Операция началась 5 августа 1937 года, и те, кто имел какую-либо собственность, оказались в первых рядах арестованных. Операция продолжалась неполных 8 месяцев. Всего за время с августа 1937 года по март 1938-го в Калининской области было осуждено по 1-й категории 4587 человек, по 2-й – 5613. («От ЧК до ФСБ. 1918-1998: сборник документов и материалов по истории органов безопасности Тверского края». Тверь. 1998). Большая часть архивных материалов экспонируется в музее впервые.

На презентацию передвижных выставок в районы Тверской области выезжают сотрудники Мемориала, представляя материалы, дают полную информацию о репрессированных. Мы узнаем, что среди политически осужденных были и дети. Девятиклассник Александр Ерохин, житель Ржева, инвалид детства, в 1946-м написал анонимное письмо «вождю народов» И. Сталину, в котором рассуждал о неверном курсе партии и правительства. В 1947-м его вычислили, арестовали, первый раз, как несовершеннолетнему, дали два года, затем срок изменили, прибавили четыре, в 1949-м третий суд – 10 лет лишения свободы, пять лет ссылки и пять лет поражения в правах.

Но не только выставки свидетельствуют о том неоднозначном времени в стране, Мемориальный комплекс переиздал ранее выпущенную Книгу памяти о репрессиях в Калининской области, дополнив ее новыми именами и материалами. Экземпляр книги передан в Кимрский музей.

В Кимрском районе, включая Горицы, было расстреляно 104 человека. НКВД расследование вело по нескольким формам, основных было две: 1. Выражения недовольства государственной политикой. 2. Изменения социального положения имущества, занятие, адаптация к социалистическому строю. Сапожники и крестьяне в 20-е годы, если у них еще не успели все отобрать, вынужденно сокращали прием заказов, отказывали в заработках работникам, массово забивали скот, не засеивали земельные участки, распродавали инвентарь.

Иван Андреевич Исаев родился 29 августа 1893 года в районе Губин-Угольский, деревня Демидовка. В 30-х – кустарь-сапожник на дому, работал как отходник по разрешению колхоза. Дом – 1, корова – 1, свинья – 1, сад фруктовый. До вступления в колхоз хозяйство было крепкое с применением наемного труда. «Все было у отца, я жил с ним, служил в Красной армии – ефрейтор», – запись из допроса. Первый раз был осужден в 1924 году за «хищение социалистической собственности». В сентябре 37-го арестован по статье «антисоветская агитация». Расстрелян в 1937-м. Сиротами остались шестеро детей, младшему было 10 месяцев.

Егор Борисович Заботин из деревни Миглюши, родился в апреле 1893 года. Кустарь-наемник, к работе привлекал 5-6 человек. В 1931 году раскулачен, арестован в августе 37-го, расстрелян в сентябре. В квартире в Ленинском уголке хранилась пластинка с речью Каменева и портрет Рыкова. На момент ареста работал агентом по снабжению Дымовской сапожной промартели.

Иван Иванович Белоусов родился в деревне Воробьево в 1881 году. Бывший кулак, имел свою сапожную мастерскую с применением рабочей силы до восьми человек. Трудился кустарем-сапожником в артели «Промкооператор». Через три года после раскулачивания, в 1932-м, был осужден и выслан на три года за пределы района. В 1938 вновь арестован, в марте расстрелян.

Иван Нестерович Засорин, 1985 года рождения, Новое село. Кустарь-сапожник, надомник, из торговцев-кулаков. До 1917-го семья имела свою торговлю промтоварами, магазин. Владения: дом, двор, лошадь, корова, две овцы. Есть рига, амбар и мелкий сельхозинвентарь. В 1932 году осужден и выслан на три года. Руководитель религиозной секты «евангельских христиан». Разносил лживые слухи, вел антисоветскую агитацию. Полностью изобличается свидетельскими показаниями. В ноябре 1937-го вновь арестован, в декабре расстрелян.

Первая выставка, ранее работавшая в Кимрском музее, вызвала большой интерес у местных жителей и гостей города. Многие посетители спрашивали: «Когда она возобновит работу?» Сегодня вторая выставка ждет посетителей.

Газета “Кимры Сегодня”

06.03.2020