В начале минувшего столетия, во время возведения в Кимрах (Тверская губерния) Преображенского храма (ныне собор), одновременно напротив храма были построены дом для священника и небольшое здание церковной сторожки.
Церковный дом-сторожка стоял на пересечении улиц Урицкого и Вагжанова. В нем жила семья сторожа и звонаря храма Василия Ивановича Зайцева. Вместе с женой, Варварой Егоровной, они воспитывали детей: Екатерину, Николая и Елизавету.
Рядом с Преображенским храмом была возведена временная звонница, представляющая из себя деревянное сооружение, состоящее из столбов и перекладин, на которых были подвешены колокола. По плану, при храме должна была появится высокая, оригинальной архитектуры колокольня. Но был возведен только ее первый ярус. Нехватка денежных средств, а затем начавшаяся вскоре Первая мировая война, революции, гражданская война не дали возможности завершить строительство согласно проекту, поэтому и появилась у храма временная деревянная звонница.
Звонницы на деревянных столбах с шатрами (навесами) – явление далеко не исключительное. К примеру, в соседнем с Кимрами городе Талдоме Московской области уже в наше время подобная звонница появилась у возобновленного храма Архангела Михаила.
Василий Иванович Зайцев был звонарем в Преображенском храме, вероятно, до своей смерти. Вот какую историю в 2011 году рассказала пишущему эти строки правнучка звонаря, в прошлом библиотекарь, Ирина Анатольевна Студнева, о хранящейся у нее исторической и духовной реликвии – фаянсовом блюде, изготовленном на знаменитом Кузнецовском фарфоро-фаянсовом заводе. (После распада СССР огромный фаянсовый завод в г. Конаково Тверской области прекратил свое существование).
В 1928 году ее бабушка, Елизавета Васильевна Зайцева, была венчана со своим будущим мужем Александром Кудровым в Преображенском храме. Обряд венчания совершил протоиерей Феодор Колеров. Во время венчания священнослужитель подарил молодоженам это памятное блюдо, а также серебряную солонку. В первой половине 1930-х годов, в связи с трудной жизненной ситуацией, солонка была сдана в Кимрский торгсин.
Напомним читателям, что Феодор Колеров в 1929 году, после волнений, связанных с закрытием Преображенского храма, подвергся репрессиям и вместе со старостой храма Ананием Бойковым и мирянином Михаилом Болдаковым был приговорен судом к высшей мере наказания – расстрелу. Спустя много лет Русской Православной Церковью все трое были причислены к лику святых новомучеников.
Я сфотографировал это блюдо, которое держала в руках его нынешняя хранительница Ирина Студнева. Блюдо была большого размера, синего цвета, с глазурью, покрытое белым вышитым полотенцем.
После семьи Зайцевых в доме поселились бывшие монахини (или послушницы) из закрытого в конце 1920-х годов Троицкого Ильинского женского монастыря Кимрского уезда (ныне Ильинский психоневрологический интернат). Затем в здании жили работники добровольного пожарного общества.
С 1932 по 1964 гг. в нем проживала Софья Эдуардовна Фруш (1906-2000) с семьей – внучка кимрского купца, одного из первых местных краеведов, представителя знаменитого рода Михаила Васильевича Малюгина. На основе его рукописи, хранящейся в Кимрском краеведческом музее, в 1993 году вышла в свет небольшая книга «Записки купца Малюгина», дополненная очерком другого авторитетного местного краеведа, священнослужителя Н.Г. Лебедева «Статистико-этнографическое описание села Кимры 1865 г.».
Мужем Софьи Эдуардовны был Александр Александрович Черниговский (1893-1964), потомок владельцев нынешней гостиницы, большую часть трудовой жизни отдавший Кимрскому добровольному пожарному обществу. Их дочь, Людмила Александровна Черниговская (1932-1989), известный в Кимрах педагог средней школы №5, активно приобщала своих учеников к краеведению. По словам С.Э. Фруш, после нее в обветшавшем доме уже никто не жил.
В 1971 году, в ночь с 17 на 18 мая, заброшенное бесхозное здание бывшей церковной сторожки неизвестными лицами было подожжено и пострадало от огня. Пожарные обнаружили на чердаке среди хлама деревянный ящик, наполненный частными металлическими деньгами (подобные частные деньги (боны), не столь уж и редкие в стране, имели хождение в трактирах, торговых заведениях, предприятиях, учреждениях, гостиницах, кооперативах, офицерских собраниях и т. п. для внутреннего расчета). Найденные деньги были латунные, разной формы: круглые, ромбовидные, квадратные, лепестковые, прямоугольные, номиналом от 1до 50 копеек. На некоторых из них имелись надписи: «Ф.С. Копытин» и «Н.Е. Третьяков». На большинстве же были отчеканены только номиналы. Кто были люди, указанные на монетах, для чего и где предполагалось их использование, осталось неизвестным до сих пор.
Большая часть необычной находки разошлась по рукам жителей города, местных и иногородних коллекционеров. Некоторое количество денег (включая несколько экземпляров у автора этих строк, полученных мною от пожарного Виктора Русова) попало в собрание известного в стране коллекционера, москвича А.В. Тункеля, который готовил к выпуску каталог негосударственных денежных знаков страны. После смерти Тункеля его коллекция бумажных банкнот и металлических бон, собираемая более 50 лет и одна из крупнейших в СССР, была продана его сыном в Государственный исторический музей. В 1992 году по рукописи Тункеля в Донецке вышел каталог «Металлические боны России и СССР», в котором представлены и экспонаты кимрской земли: частные металлические деньги (боны) винокуренного завода И.Н. Мамонтова в Пекунове и металлические деньги (боны), найденные в Кимрах в церковной сторожке.
В Тверском крае в определенные времена появление частных денег – бумажных и металлических – не являлось редкостью. К примеру, в имении «Пекуново» помещика И.Н. Мамонтова, где располагался винокуренный завод, рабочие получали зарплату частью или полностью частными металлическими деньгами (бонами) номиналами от 1 коп. до 1 рубля и могли отоварить их только в лавке хозяина. Это приносило последнему экономическую выгоду.
В дополнение к данной теме добавим, что в 1919 г. Кимрскому товариществу кооперативов по посредничеству в связи с дефицитом разменных денег было официально разрешено отпечатать в Кимрской типографии местные бумажные банкноты достоинством в 1,5 и 10 руб. Несколько экземпляров этих банкнот (бон) представлены в Кимрском краеведческом музее.
Из источников следует, что в Кимрском крае были выпущены местные деньги: в селе Николо-Ям (газета «Правда», 1919 г.) и – в 1922 и 1924 гг. – в Кимрах, в Многолавке и Райпошиве («Полный каталог бумажных денежных знаков и бон России и СССР (1769-1990 гг.)» Киев, 1991 г.). Но о последних пока ничего неизвестно. Возможно, они были выпущены в пробном варианте или в ограниченном количеством либо не выходили вовсе, а только планировались к выходу.
После пожара 1971 года сторожка была разобрана На ее месте появилась закусочная, затем магазин, позднее – пункт транспортных запчастей. Потом было снесено и это здание. Сейчас уже ряд лет на месте бывшей церковной сторожки находится благоустроенная детская площадка.
Вот какие сведения и тайны хранила сторожка кимрской Преображенской церкви (ныне собора).
Краевед Владимир Коркунов (старший)
15.07.2023