Московский областной общественный фонд
историко-краеведческих исследований
и гуманитарных инициатив

Накануне Дня Победы на поляне возле «Гриля» начались работы по установке памятника легендарному штурмовику Великой Отечественной войны ИЛ-2.



Инициатор установки памятника и участник Попечительского совета фонда «Наследие» М.В. Иванков, рассказал, что бронекорпус этого самолета был поднят и эвакуирован в Дубну вертолетом МЧС ещё в 2004 году. С тех пор поисковики нашли останки ещё пяти машин. Из отдельных деталей, а также фрагментов самолетов найденных в окрестных деревнях собрали планер боевой машины.

Не имеющий аналогов в мире «летающий танк», нес в своих бомболюках до 250 кг бомб, имел две крыльевые пушки ШВАК с боезапасом 500 снарядов на обе пушки, 2 пулемета ШКАС – 1500 патронов. Помимо этого, на самолете имелось восемь направляющих для подвески ракет РО-82 или РС 132. Полетный вес самолета – 5980 кг. Максимальная горизонтальная скорость у земли составляла 388 км/ч, а на высоте 2000 м – 407 км/ч. Время подъема на высоту 1000 м составляло 2,4 минуты, а время виража на этой высоте – 48-49 сек. При этом за один боевой разворот на высоте 1000 м штурмовик набирал высоту 400 м. Длина разбега при установке щитков на взлетный угол равнялась 420 м. Фонарь самолета несколько возвышался на фюзеляже, отчего ИЛ-2 в войсках прозвали «горбатым». Штурмовик применялся для уничтожения пехоты, танков, эшелонов и других различных наземных целей противника.

С июня 1940 года началось производство ИЛ-2 (БШ-2) на заводе №30 в поселке Иваньково, т.е. в левобережной части современной Дубны. Войсковые испытания двухместных вариантов самолета Ил-2 постройки уже московского завода №30 проводились с конца октября 1942 г. по 25 января 1943 г. на Калининском фронте в 800-м и 667-м штурмовых авиаполках и в 292-й штурмовой авиадивизии.

Всего было построено 36163 штурмовика Ил-2. История авиации не знала более массового самолета. В годы войны он стал основой нашей фронтовой авиации.

«Крылатый танк» выполнял практически любые задания, использовался и как штурмовик, и как бомбардировщик ближнего действия, и как разведчик, а когда было очень надо, то и как истребитель.

Мощным краном корпус машины установлен на пилоны, территорию вокруг памятника благоустроят, выполнят подсветку. Рядом с памятником установят памятный камень, который представляет собой фрагмент плеча взорванного монумента Сталина. На памятной табличке камня, в частности, будет указано, что данный одноместный штурмовик ИЛ-2 с бортовым номером 381417 изготовлен заводом № 381 в Нижнем Тагиле в 1942 году.

Как удалось установить из архивных источников, с 1943 по 1946 год в Борках базировался 34-й запасной авиационный полк, который занимался перегонкой самолетов и подготовкой экипажей для отправки на фронт. 22 июня 1943 года штурмовик ИЛ-2, пилотируемый старшим сержантом Алексеем Семеновичем Камшиловым, потерпел аварию не долетев 5 километров до аэродрома Борки. Летчика спас парашют. А.С. Камшилов погиб в воздушном бою в январе 1944 года, защищая небо Ленинграда.

Всего в нашей окрестности в годы войны, как отметил Михаил Валентинович Иванков, произошло 57 аварий самолетов, в которых экипажи спаслись, и семь катастроф, в которых погибло 14 членов экипажей, состоявших к тому времени из летчика и воздушного стрелка.

Планер ИЛ-2 восстановлен усилиями городской администрации, коллективом акционерного общества «Экстен» при технической помощи МКБ «Радуга», АЦ «Борки», Национального аэроклуба России им. Чкалова, предприятий «Савма», «Д-авиа», а также с помощью жителей Дубны, Кимрского и Талдомского районов.

Открытие памятника легендарному штурмовику намечено на вторую половину дня 8 мая.

Сергей Гор

01.05.2008