Московский областной общественный фонд
историко-краеведческих исследований
и гуманитарных инициатив

Весенний ледоход и половодье доставляли много хлопот жителям Кимр и его окрестностей. В то же время это являлось красочным и незабываемым зрелищем. Ежегодно, в апреле, разливы Волги и ее притоков в течение 10-20 дней частично парализовывали жизнедеятельность населения кимрского края. Многие села, деревни подпадали под затопление вешними водами.

Особенно памятным остался в истории Кимр паводок 1908 г., немногим меньший подъем воды наблюдался в 1926 г. Об этом писала уездная газета «Кимрская жизнь». Под угрозой затопления тогда оказались д. Галанино, Старое Савелово и Новое Савелово: они были на ¾ окружены водой. В Кимрах пострадали низменная часть правого берега р. Кимрки (ул. Чайковского), мельница на Кимрке, часть набережной Гавани, подвальное помещение электростанции, откуда насосы постоянно откачивали воду, чтобы не остановить подачу электроэнергии городу. Разливом унесло мост в д. Березниково (ныне часть ул. Пушкина), две сторожевые будки торга; а также был порван телефонный кабель через Волгу, сорван мост на ул. Пушкина, пострадала дамба моста через Кимрку, возник большой оползень берега р. Волги между ул. Ленина и Радищева, затоплен ряд домов. В Кимрском уезде пострадали мосты в населенных пунктах Омутня, Крева, Мошковичи, сорван Неклюдовский мост… Пострадали от наводнения часть г. Корчевы (бывший уездный центр, в 1936 г. городок разобран в результате строительства канала Москва-Волга и образования Московского моря), десятки сел и деревень. В окрестностях Кимр та же участь постигла деревни Мыльцевка, Часовня, Осифьево, Харитоново (последние три ныне не существуют)…

Многие годы свидетельством наиболее высоких подъемов воды в Кимрах являлись указатели (черточки) на высоком фундаменте дома по ул. Пушкина, 3. (б. дом настоятеля Покровского собора протоиерея Макария Комарова). Самая высокая черта датирована 1908-м годом, немногим ниже ее указан 1926 -й. В недавнем прошлом дом был отремонтирован и эта историческая деталь показателей наводнений ныне утрачена.

После спада воды в Волге на ней начиналось судоходство. Пассажирские пароходы компании «Самолет» и некоторых других ходили на линии Тверь-Рыбинск. На берегу Волги, у собора (ныне драмтеатр), находились одна или две пристани (дебаркадера). По Волге ходили и буксирные пароходы, как правило, принадлежавшие частным компаниям.

К июлю вода резко спадала, судоходство из-за перекатов и мелей прекращалось. Как утверждали старожилы, тогда Волгу местами было можно перейти даже вброд. В августе (июле), после спуска воды из Верхневолжского бейшлота (водохранилище системы озер Осташковского уезда), уровень воды в Волге и ее притоках поднимался и суда возобновляли навигацию. В сентябре начинались дожди, которые также существенно поднимали уровень воды в реке.

Между Тверью и Рыбинском курсировали мелкосидящие пароходы; в царское и советское время: «Чайковский», «Глинка», «Радищев», «Чернышевский», «Гаршин», «Златовратский», «Коллектив коммунистов», «Котя», «Шевченко» и другие. После постройки ряда гидроузлов с плотинами уровень воды в Волге оставался почти постоянным, что позволяло курсировать по ней даже самым крупным речным судам. Пассажирские пароходы дореволюционной постройки местной линии ходили до появления скоростных судов на подводных крыльях типа «Ракета» и «Метеор».

Кимрская пристань (порт) располагала целой флотилией пассажирских и буксирных судов, которые обслуживали переправу через Волгу (до постройки моста), перевозили пассажиров по Волги и некоторым ее притокам на территории Кимрского района, включая г. Дубну и некоторое время – г. Кашин.

После распада СССР пассажирское сообщение в Кимрах было прекращено. «Метеоры» и «Ракеты» давно канули в Лету. Перестали курсировать по Волге и транзитные пассажирские теплоходы от Москвы до Астрахани и других городов, которые делали остановку в Кимрах. Ныне кимрские речники располагают буксирами, плавкранами, баржами и преимущественно осуществляют грузовые перевозки (песка и др.) на столичные стройки. В порту (пристани) Кимры трудились и трудятся замечательные речники, имена которых вошли в историю нашего города.

Владимир Коркунов (старший), краевед, газета “Кимрский вестник”

10.03.2018