Московский областной общественный фонд
историко-краеведческих исследований
и гуманитарных инициатив

В апреле 1901 года в Москве «классным художником архитектуры» Фёдором Васильевичем Рыбинским был выполнен проект новой церкви для села Кимры Тверской губернии. Трёхпрестольный храм был рассчитан на 1000 человек и сооружался «в память выздоровления от болезни в 1900 году Его Императорского Величества Государя Императора Николая II ».

В мае 1902 года обязанности по постройке храма принял на себя тверской губернский архитектор В.И. Назарин. Закладка нового храма состоялась 21 июля 1902 года в присутствии архиепископа Тверского и Кашинского Димитрия. Храм решено было поставить над ключом или родником, который по преданию, слыл целебным.

К концу 1903 года здание выстроили «до первых сводов», а окончательное завершение строительства предполагалось в следующем 1904 году. Однако лишь в сентябре 1910 года полицейский надзиратель с. Кимры констатировал, что церковь «вполне закончена, выведены купола, водружены кресты, установлены иконы, и иконостас, только лишь не построена колокольня и причтовыя постройки». Окончательный же акт готовности здания для проведения богослужений датируется 1 марта 1911 года. При этом недостаток средств не позволил выстроить колокольню, возвели только нижний ярус. А рядом с храмом поставили временную деревянную звонницу с восьмью колоколами.

11 июля 1911 года в Кимрах был освящён вновь выстроенный трёхпрестольный храм, главный престол которого был освящён в честь Преображения Господня и два боковых: Ильинский и Трёхсвятский, во имя трёх великих вселенских святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Метрические книги о родившихся, бракосочетавшихся и умерших начинаются с октября месяца 1911 г. Храм был трехпрестольный в честь Преображения Господня, святого пророка Ильи и трех вселенских святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста.

Выстроен храм был в древнерусских традициях. Композиционно он состоял из храмовой части, апсиды и трапезной. Увенчан храм был пятью главами в виде шатров со световыми барабанами. В подвале высотой более трех метров была установлена калориферная печь для обогрева здания.

Коркунов В.И. “Судьбы Кимрских храмов”

26.06.2022