Московский областной общественный фонд
историко-краеведческих исследований
и гуманитарных инициатив

Несколько малоизвестных фактов из истории Дубны и ее окрестностей



1. Спасокукоцкий монастырь

Дубненским краеведам давно известно, что в наших краях в средневековье располагался некий монастырь. Место его положения указывалось то в устье реки Ситмешь, то на неком островке посреди Дубны. И вот, наконец-то, удалось добыть новые сведения: была обнаружена летопись третьего извода мужского Спасокукоцкого монастыря, которая фиксирует многие исторические факты со времен средневековья. Монастырь, как следует из рукописи, располагался в районе современной площади Мира. С тех времен сохранились участок стены, башня и расположенный напротив братский корпус. В нем-то и хранились Спасокукоцкие летописи. Нам стало известно, что все они (кроме вышеупомянутой летописи третьего извода) попали к некоему господину NN, который публиковал сведения из них частным образом.

2. Пик Тяпкина
Из летописи стало известно, что пик Тяпкина на самом деле является курганом, который был насыпан по велению хана Батыя на могиле его двоюродного брата Тяп-хана, погибшего в местном болоте вместе с конем в 1238 году.

3. Деревня Козлаки

В летописи Спасокукоцкого монастыря III изв. можно также обнаружить сведения о происхождении местных топонимов. Так, деревня Козлаки до границы 1580-х годов носила название «Сестрище», а нынешнее название получила после того, как местные края посетил московский думный дьяк Прохор Петров, прозвищем Остолоп, который письменно охарактеризовал поведение местного таможенного населения словами «Казаки злы козлы аки», впоследствии трансформировавшегося в «Козлаки».

4. Деревня Юркино

В отличие от всех остальных населенных пунктов, которые якобы заложил Юрий Долгорукий, у деревни Юркино этот факт неоспоримо доказывается свидетельством Спасокукоцкой летописи. Как следует из нее, этот населенный пункт князь заложил самым первым, будучи четырех с половиной лет от роду. Его братья «…нарекоша деревню сю Юркиною».

5. Деревня Прислон

Свидетельства летописи опровергают представления современных топонимистов о том, что название деревни Прислон восходит к бурлацкому термину «прислоняться», т.е. причаливать. В летописи упоминается, что жители этой деревни жили «при слонах» и промышляли добычей «костяков слоных, также бивнев, также шерсти». По всей видимости, рядом находилось кладбище мамонтов, которое и разрабатывали жители деревни. Опосредованно происхождение названия этой деревни подтверждает словарь Даля, в котором слово «прислон» толкуется как «находящийся при чем-то большом».

6. Лебяжье озеро

Лебяжье озеро тоже, как оказалось, хранит свою тайну. Как явствует из Спасокукоцкой летописи, именно здесь разыгрались события, связанные с персидской царевной Лебед-джан, которые впоследствии, в сильно измененном виде, А.С. Пушкин описал в «Сказке о царе Салтане». К сожалению, из-за плохой сохранности рукописи, прочитать удалось далеко не все. Известно, что на берегу озера была выстроена великолепная мечеть, к сожалению, в 1634 году опустившаяся под воду. До наших времен от нее сохранился только один минарет, который местные жители впоследствии использовали в качестве маяка.

7. Стул деревянный

Немногим известна истинная причина и предыстория установки фабрикой «Экомебель» на улице Приборостроителей гигантского стула. Оказывается, чертеж этого стула также был обнаружен в Спасокукоцкой летописи. Неизвестный летописец свидетельствует, что «поклонялися же меряне те оному стулу-идолу, рекоша де стул тот бысть обиходом племени великанского прозвищем Немеря». Племя немеря, по всей видимости, населяло наши края до появления племени меря.

8. Шар

История появления еще одного странного объекта, гигантского шара, также отражена в Спасокукоцкой летописи. Под 1426 годом записано: «тьфу, тьфу, нечисть поганая прийдоша и яйцо отложиша и уйдоша невесть куда». Ученые связывают эту запись с нашествием гигантского паука, которому дали название paukus gigantius dubnius, время от времени, приблизительно один раз в 40 лет, появляющегося в окрестностях Дубны и откладывающего гигантские яйца. Остатки одного из них можно видеть в районе деревни Игнатово. Вылупившийся из яйца паук немедленно уползает неизвестно куда, чтобы через 40 лет вновь вернуться на место своего появления на свет.

9. Подводная лодка

Всем дубненцам памятна история с подводной лодкой, которая мимо наших берегов была приведена из Североморска в Москву, а затем долго не могла найти там достойного причала. Мало кто знает, как сложилась судьба этой лодки в дальнейшем. Ответ дает Спасокукоцкая летопись. Оказывается, лодка была отбуксирована в район Большой Волги, поставлена там на прикол и открыта для посещения в качестве музея, причем в подводном состоянии.

10. Острова А и Б

В Спасокукоцкой летописи также находим сведения о происхождении названия островов Московского моря. Оказывается, во время июньского шторма 1978 года в море затонул катер с выпускниками школы №8. Всем удалось выплыть, причем, странным образом, на одном из островов оказались ученики 10-А, а на другом – 10-Б класса. После того, как по прошествии месяца выпускников спасли, за островами и закрепились эти названия.

11. Село Александровка

По версии профессора Судницина, село Александровка названо в честь Александра Македонского, который в IV веке до н.э. «стояши тут на зимовке по дороге в Месопотамию. От названия Македония жители села наотрез отказались, заявив, что «македоний энтих и без нашей хоть пруд пруди».

12. РЦП

На месте строительства центра программирования, что на левом берегу Волги, в средние века проживали отроки «зело борзо считавши до дюжины и умевши буквицы в слова складывати». Говорят, что после застройки территории сюда заселят потомков этого умного народа, которые считать могут на порядок выше, а из слов шустро складывают целые предложения.

Ялерпа Еовреп


30.03.2007