Не меркнет бессмертное наследие великого русского поэта А.С. Пушкина. Его произведения продолжают волновать умы и сердца все новых поколений почитателей его таланта, как в России, так и во всем просвещенном мире.

Тверская земля может по праву гордиться своими связями с поэтом. Здесь он неоднократно бывал проездом, гостил у друзей, здесь же создавал свои бессмертные творения. Верхневолжье стало местом, где особенно чтут имя великого русского поэта. «Пушкинское кольцо Верхневолжья» — так назван маршрут, связанный с местами, где бывал поэт. Это также многочисленные музеи поэта, памятники, улицы, носящие его имя…
Ему посвящены публикации в средствах массовой информации, книги. Появились неизвестные дотоле факты тверской пушкинианы. В качестве примера укажем на иллюстрированный историко-культурный, научно-популярный и краеведческий журнал «Тверская старина», ставший довольно популярным изданием. Журнал нередко публиковал материалы, посвященные Пушкину и его связям с тверским краем, и даже выпустил несколько номеров, полностью посвященных поэту. Заслуга в высоком статусе журнала принадлежит ее бессменному главному редактору Татьяне Константиновне Пушай, сумевшей объединить вокруг журнала известных историков, ученых, археологов, тверских краеведов, писателей — словом, всех, кто любит и изучает историю и культуру тверского края.
В Кимрах Пушкин не был. Казалось, и не должно у него быть никаких связей с Кимрами и кимрянами. Но если копнуть поглубже, можно обнаружить некоторые факты, указывающие на косвенную связь поэта с нашим городом. Давайте же познакомимся с этими фактами.
Автограф А. С. Пушкина и Н. И. Рыжков
1 мая 1902 года, на очередном заседании Тверской ученой архивной комиссии (ТУАК), его председатель И. А. Иванов представил вниманию собравшихся книгу «Стихотворения Александра Пушкина», вышедшую в Петербурге в 1829 году, с автографом А.С. Пушкина. На лицевой стороне обложки, наверху, имелась надпись: «Всякое даяние благо», внизу читаем: «Всяк дар совершен свыше есть». Надпись на оборотной стороне обложки гласит: «Катерине Николаевне Ушаковой от А.П. 21 сентября 1829 Москва». На наружной стороне задней обложки: « Nec Femina, nec puer…».
Книгу эту передал в ТУАК житель села Кимры Корчевского уезда Тверской губернии Н. И. Рыжков. На книге до сего дня стоит штамп: «Тверская ученая архивная комиссия».
Надо сказать, что Тверская ученая архивная комиссия (ТУАК) была в свое время авторитетной организацией, в которую входила интеллектуальная элита губернии. Членами ТУАК были ученые, чиновники, писатели, археологи, архитекторы, священнослужители, словом, просвещенные и культурные люди, объединенные желанием изучать и популяризировать историю, археологию, архитектуру тверского края; они участвовали в археологических раскопках, собирали старые книги и документы, предметы старины и культуры Тверской губернии. Почетными членами ТУАК, как правило, являлись губернатор и епархиальный архиерей. На заседаниях комиссии читались как солидные научные краеведческие доклады, так и небольшие исторические сообщения, которые затем печатались в журналах ТУАК. Они и в настоящее время представляют значительный интерес для краеведов и историков.
Быть членом ТУАК считалось почетным и престижным. Но принимали туда далеко не каждого, а только тех, кто этого заслуживал: являлся истинным любителем истории тверской земли, вносил свой вклад в ее развитие и популяризацию. Благодаря многолетней деятельности этой организации существенно пополнился фонд Тверского государственного объединенного музея, Тверской областной универсальной научной библиотеки им. А. М. Горького, научной библиотеки ТвГУ, Государственного архива Тверской области.
Одним из членов ТУАК был купец из села Кимры Н.И. Рыжков, который живо интересовался историей местного края. На очередном заседании ТУАК 19-20 июня 1901 г. он был принят в ее члены. В тот день Рыжков передал в ТУАК ряд исторических предметов: 4 медных складня, 1 медный крест, стаканчик цветного стекла, кремневый пистолет, 4 древних монеты (одна из них — кашинское пуло), за что ему была выражена благодарность. Кстати, членами ТУАК от Корчевского уезда было всего 2 человека: купцы из села Кимры М.В. Малюгин и Н.И. Рыжков. В 1901 г. был принят в члены ТУАК еще один представитель Корчевского (или Калязинского) уезда Федор Караваев, вероятно, родственник Рыжкова, который в тот день передал в архивную комиссию написанный масляными красками портрет Настасьи Михайловны Мошкиной, урожденной Малюгиной, устроительницы кимрской богадельни.
Николай Ильич Рыжков родился в 1868 г. в г. Калязине Тверской губернии. Род Рыжковых известен в тех местах с 17 века. Его отец, Илья Иванович, был купцом, имел несколько магазинов. С «легкой руки» Ильи Ивановича Рыжкова в 1889 г. в селе Кимры появилась первая общественная библиотека-читальня (противораскольническая). По мнению известного в стране историка-генеалога из Петербурга (уроженца Калязина) А.Г. Кубарева, вероятно, что женой Николая Ильича Рыжкова была уроженка села Кимры по имени Вера Николаевна. Рыжков переехал на жительство в Кимры, где родились его дети, Алексей и Антонина, и где он преуспел в торговой деятельности, став купцом 2-й гильдии, а также главой «Торгового дома Н.И. Рыжков и К».
После смерти родителей Н.И. Рыжков месте с братьями Иваном и Макарием становится совладельцем недвижимости; ряд лет он являлся почетным членом Калязинского благотворительного общества «Доброхотная копейка», присяжным заседателем Кашинского окружного суда. В селе Кимры (которые по численности населения превосходили соседние уездные города Калязин и Кашин) Рыжков продолжал торговать мануфактурой. В 1913 г. он был избран председателем Кимрского торгово-промышленного общества взаимного кредита. Помимо всего прочего он интересовался историей местного края.
В один из приездов Н.И. Рыжкова в Калязин на глаза ему попалась книга «Стихотворения Александра Пушкина» 1829 года с автографом поэта, посвященным Екатерине Ушаковой. Село Никитское, которым владели помещики Ушаковы, находилось неподалеку от Калязина, на Волге. Рыжков как уроженец Калязина не мог не знать о семье известных дворян Ушаковых, о красавице Екатерине Николаевне, на которой едва не женился Пушкин. (Знаменитая колокольня бывшего Николаевского собора, сохранившаяся до наших дней и ставшая символом Калязина и архитектурной жемчужиной всей Волги, была построена на средства дворян Ушаковых из с. Никитского). Рыжков, сразу поняв историческую значимость этой книги, незамедлительно приобрел реликвию и подарил ее в ТУАК, из которой та вскоре поступила в Тверской музей.
Н.И. Рыжков оставил глубокий след в истории Кимр еще одним своим качеством — он был увлечен фотографией и в начале XX века издал большое количество открытых писем (открыток) с видами села Кимры, которые разошлись по всей России. Он являлся действительным членом Кимрского фотографического общества, а в 1918 г. стал участником 1‑й выставки художественной фотографии этого общества, в числе которых были представители из Москвы, Нижнего Новгорода и Кимр. В его экспозиции, в числе прочих, были представлены фотографии г. Калязина и окрестностей Кимр.
После Октябрьской революции 1917 г. для Рыжкова наступили тяжелые времена. Его дом был конфискован (по другим данным вместе с семьей он был переселен из просторной квартиры дома Зайцева в самом центре города в однокомнатное жилище). В 1918 г. его торговый дом был ликвидирован. Принадлежавший Рыжкову крупный мануфактурный магазин размещался в центре Кимр, в правой половине первого этажа дома В.Д. Собцова на Ильинской улице (ныне ул. Урицкого, 7).
В августе 1918 г. Рыжков был оштрафован на 10 тыс. рублей; за отказ внести штраф власти пригрозили привлечь его к принудительным работам на 3 месяца. В ноябре 1918 г. его сын Алексей был исключен из школы 2-й ступени (б. мужская гимназия) за непосещаемость занятий. С этого времени упоминания в архивных документах о семье Рыжковых в Кимрах обрываются. Вероятно, Н.И. Рыжков с семьей покинул Кимры (бежал). Ничего не знает о Н.И. Рыжкове и В.Н. Кравцова из Москвы — внучка Макария Ильича Рыжкова, брата Николая Ильича.
Дальнейшая история подаренной Н.И. Рыжковым книги «Стихотворения Александра Пушкина» с автографом, посвященным Екатерине Ушаковой, такова. Из Тверского музея книга была передана в Институт русской литературы и искусства (ИРЛИ), в сохранивший свое первородное название Пушкинский Дом в Ленинграде (ныне Санкт‑Петербург).
В октябре 2005 г. я обратился с запросом в это крупнейшее в стране литературное архивохранилище с просьбой предоставить сведения о дате поступления книги в Пушкинский Дом и прислать ее ксерокопии. Научный сотрудник А.В. Дубровский в ответном письме ответил, что книга «Стихотворения Александра Пушкина», часть первая, 1829 года, с дарственной надписью Е. Ушаковой была отправлена из Тверского музея сначала в библиотеку Пушкинского Дома, предположительно, в 1929 году, откуда в 1932 г. поступила в рукописный отдел Пушкинского Дома. Дубровский прислал мне ксерокопии книги и, в свою очередь, попросил прислать в Пушкинский Дом мою книгу (в соавторстве с В.В. Коркуновым) «Кимрская старина-4» с очерком «Пушкин, Ушаковы и Рыжков», что я и сделал.
А завершим мы эту статью новыми сведениями, которые автор этих строк получил совсем недавно, в конце 2019 г. Выше было сказано, что научный сотрудник Пушкинского Дома в Петербурге А.В. Дубровский в свое время написал мне, что книга «Стихотворения Александра Пушкина» 1829 г. с дарственной записью Е.Н. Ушаковой поступила в Пушкинский Дом, предположительно, в 1929 г. Теперь, благодаря новым данным, можно утверждать, что книга из Тверского музея была передана ученому хранителю и секретарю Пушкинского Дома Коплану Борису Ивановичу в канун нового, 1929 года, который и привез реликвию в Пушкинский Дом Ленинграда (Санкт‑Петербурга) 31 декабря 1928 г. Это важное дополнение к имеющейся доселе информации.
Автограф А.С. Пушкина и И.И. Косинский
В Корчевском уезде (ныне Кимрский район) Тверской губернии издавна жили представители мелкопоместных дворян Перхуровых. Самыми известными из них были те, что проживали в сельце Шерепово, неподалеку от Воскресенской церкви, что в Понизовье. На кладбищенском погосте нашли свой последний земной приют некоторые представители династии Перхуровых, среди которых значатся герой Отечественной войны 1812 г. полковник А. Н. Перхуров, его супруга и дочь, чьи памятники сохранились до наших дней. На этом же кладбище покоятся и некоторые члены семьи выдающегося авиаконструктора А.Н. Туполева.
А примерно в 10 верстах от Понизовья, в сельце Никольское, что неподалеку от Никольского храма в Садунове, жили другие представители рода Перхуровых, менее известные в отечественной истории. Один из них, Дмитрий Васильевич Перхуров, в 1846 г. взамен обветшавшей деревянной возвел здесь каменную Никольскую церковь. Этот, недействующий ныне храм, стоящий у леса, можно увидеть из д. Янино, которая расположена на шоссе Кимры-Ильинское-Печетово-Яковлевское.
Одна из дочерей помещика Д. В. Перхурова, Екатерина Дмитриевна, вышла замуж за тверского дворянина польского происхождения Ивана Францевича Косинского. Вскоре у супругов родился сын Иван.
Иван Иванович Косинский родился в 1867 г. Окончил Аракчеевский кадетский корпус и 1-е Павловское военное училище. Имел чины подпоручика, поручика, штабс-капитана, капитана. С 1899 г. становится офицером-воспитателем, позднее начальником Суворовского кадетского корпуса в Варшаве (Польша в царское время входила в состав Российской империи). Во время службы в кадетском корпусе получил чины подполковника и полковника.
По словам Косинского, в 1901 г. директор одной из варшавских гимназий А. Матвеев подарил в музей Суворовского кадетского корпуса собранную им коллекцию автографов известных людей России, включая и А.С. Пушкина. Косинский заказал альбом и вклеил в него автографы, сопроводив их биографическими сведениями. После ликвидации кадетского корпуса (Варшава была захвачена германской армией в 1915 г.), Косинский, покинув Варшаву, захватив с собой этот альбом.
Известно, что в 1919 г. И.И. Косинский жил в Кимрах, на ул. Шевченко, в доме Бобуновой. Был женат, имел двух дочерей. В 1924 г. он пожертвовал в Никольскую церковь с. Садунова книги и иконы.
Еще раз имя И. И. Косинского всплывает в 1944 году, когда он продал альбом с автографом А.С. Пушкина в Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ), где тот и хранится до сих пор.
Автограф представляет собой стихотворение, собственноручно написанное поэтом в 1817 году:
Краев чужих неопытный любитель
И своего всегдашний обвинитель
Я говорил: в отечестве моем
Где верный ум, где гений мы найдем?
Где гражданин с душою благородной,
Возвышенной и пламенно свободной?
Где женщина с не хладной красотой,
Но с пламенной, пленительной, живой?
Где разговор найду непринужденный,
Блистательный, веселый, просвещенный?
Где можно быть не хладным, не пустым?
Отечество почти я ненавидел –
Но я вчера Голицыну увидел
И примирен с отечеством моим.
Владимир КОРКУНОВ (старший)
22.06.2025
