Каждый музейный экспонат – это встреча с прошлым. Это погружение в историю на десятки, сотни, тысячи лет. Сегодня таким проводником в прошлое для нас станет предмет, пролежавший в земле почти восемь столетий и обнаруженный в ходе раскопок.
Самым богатым на находки является район Ратминской стрелки. В XII-XIII веках на правом берегу Волги в устье реки Дубны располагался древнерусский город, макет которого представлен в музее. Эта историческая зона в районе современной улицы Ратмино получила экспертную оценку как достопримечательное место регионального значения.
В 2009 году археологические исследования проводили специалисты Московского областного общественного фонда «Наследие» совместно с Государственным университетом Дубна. Все найденные в полевой сезон артефакты впоследствии были переданы в городской музей. Наиболее яркой находкой стал бронзовый крест-энколпион.
«Находящийся на груди» – именно так переводится с греческого слово «энколпион». Такие кресты существовали в средние века у русских и греков и представляли собой металлические ковчежцы. Кресты-энколпионы появляются на Руси в период становления и укрепления христианства в X веке. Кресты того типа, к которому принадлежит ратминский энколпион, хорошо известны в археологической литературе и датируются первой половиной XIII века. Как правило, они состояли из двух металлических створок, соединенных шарниром. Внутри энколпиона помещались частицы освященной просфоры или мощи святых.
Ратминский крест находится в очень хорошем состоянии, внешние поверхности покрыты благородной патиной. Энколпион имеет закругленные концы, на которых располагаются четко оформленные медальоны с изображениями святых. Каждая створка имеет рельефную пятичастную композицию с центральным изображением в рост и четырьмя поясными изображениями в медальонах.
В центре лицевой створки ратминского энколпиона находится изображение Распятия Христова, по сторонам от него – предстоящие изображения Богоматери и Иоанна Богослова, в верхнем и нижнем медальонах – изображения святителей Николая Чудотворца и Григория Богослова.
В центре оборотной створки энколпиона находится изображение Богоматери с ладонями, раскрытыми перед грудью – этот образ известен в иконографии как Богоматерь Ассунта, «Вознесённая». В медальонах по ее сторонам расположены изображения святых Козьмы, Демьяна, Петра и Василия. На створках энколпиона находятся зеркальные славянские надписи и обращение «Святая Богородица помогай».
Вознесение Богоматери, как известно, не является догматом для Православных Церквей – в православии празднуется не Вознесение, а Успение Богородицы. Однако в византийской Церкви представления о Вознесении Богоматери были достаточно широко распространены, с чем и связано проникновение на Русь иконографического образа Богоматери Ассунта, не характерного для более поздней православной традиции.
Ратминский энколпион сделан из бронзы путем ее отливки, вероятнее всего, в каменной форме. Кресты такого типа изготавливались в Киеве – скорее всего, мы имеем дело так же с крестом киевской работы или же с весьма точным и качественным повторением киевского изделия.
Эта находка сделана во время совместной экспедиции Фонда «Наследие» и Музея Дубны. Прямоконечный крест-энколпион выполнен из медного сплава.
Нужно отметить, что в Древней Руси складные кресты-мощевики, наравне с другими нагрудными крестами, носимыми поверх одежды, были предметами княжеского и царского сана. Энколпионы иногда носили и простые миряне, например, паломники.
Летописные и археологические данные свидетельствуют о том, что владельцами энколпионов были состоятельные люди – князья, дружинники, зажиточные ремесленники. Находка крестов-энколпионов в культурном слое древнерусской Дубны подтверждает проживание в этом городе лиц высокого социального статуса.
В планах у Фонда «Наследие» продолжение археологических исследований на территории наукограда Дубна.
05.12.2020