На днях в редакцию «Дубненского наследия» поступила статья от дубненского поэта и прозаика, сотрудника ЛНФ ОИЯИ Александра Воронина. Мы очень признательны автору за столь интересный текст по теме дискуссии об истории Дубны.
Вопрос о возрасте нашего города возник давно и не на пустом месте. Он органично вытекает из общей картины жизни в наукограде. Рано или поздно его всё равно пришлось бы решать.
Мне очень нравится, что в Дубне есть люди, неравнодушные к истории города и родного края, у которых болит душа о том, правильно ли мы живём сегодня и что о нашей жизни узнают потомки. Все наши беды от того, что мы разучились слушать и слышать друг друга. Более двадцати лет нам круглосуточно пытаются внушить (с экранов ТВ, со страниц газет, по радио), что главное в жизни – это деньги и сила, что всегда прав тот, у кого больше денег и власти. Народ устал от вранья, чернухи и пустой болтовни политиков-чиновников. По различным многочисленным опросам выходит, что 70-80% россиян не считают себя счастливыми и довольными жизнью. Мало того, в программе «НТВэшники» 26.02.2011 58% зрителей в зале проголосовали за то, чтобы немедленно расстреливать чиновников-коррупционеров, как в Китае. И это в сытой и благополучной Москве. В провинции этот процент будет намного выше. При таком раскладе уже не до истории или краеведения, о душе бы успеть подумать.
И всё-таки находятся среди нас те немногие, кто пытается разобраться в происходящих событиях, расставить всё по своим местам, оказать посильную помощь в нерешённых вопросах. Потому что в городе (как и в стране), за что ни возьмись – или не сделано, или в процессе, или забыли напрочь. Как обычно, никто в этом конкретно не виноват, а расхлёбывать приходится горожанам. Газетного листа не хватит, чтобы перечислить все наши проблемы и беды, да это и не нужно – они всем хорошо известны. Вот первое что пришло на память: в городе нет велосипедных дорожек, общественных туалетов, нет моста через Волгу, нет пристани на великой русской реке Волге, нет постоянной картинной галереи, нет въездного туризма, нет памятника строителям города, всего три-четыре мемориальные доски о знаменитых горожанах. На первый взгляд, кажется, что это не самое главное в жизни города – жили 50 лет без всего этого и ещё столько же проживём. Но не получается. Каждая такая мелочь кому-то мешает нормально жить, кого-то волнует, заставляет действовать, думать, беспокоиться, искать пути решения проблем. А в сегодняшнее непростое время бесконечных глупых реформ даже в мелочах стало трудно прийти к общему мнению.
И наглядный пример этому – написание нашего прилагательного дубнЕнский. Одна из газет в городе до сих пор продолжает писать по-своему – дубнИнский. Несмотря ни на что.
Но сначала была многолетняя дискуссия о самом названии города. О происхождении слова Дубна. Вроде бы разобрались – гидроним, от древних славян и балтов. Означает «глубокая река». Никакими вековыми дубовыми лесами в наших болотах и не пахло. Клюква и гонобобель на дубах не растут.
Потом была эпопея с гербом города. В ней победили лесорубы и любители желудей. Я написал об этом две статьи. Главная мысль в них – герб нашего города не имеет ничего общего с действительностью, принят в непонятной спешке и его всё равно придётся рано или поздно менять. Лично мне больше нравится старый герб города (автор Ю.И. Сосин). Если в него добавить ракету и самолёт, то будет почти идеальная картинка. На основе нового герба сделали такой же непонятно о чём флаг – город физиков превратили в леспромхоз, а синхрофазотрон (символ советской науки в СССР) в лесопилку.
С гимном города тоже проблемы. Хотя к нему меньше претензий у жителей. В нём ни разу не упоминается плывущий по воде радиактивный дуб с герба. Смущает лишь то, что нет никакой общей связи между гербом, флагом и гимном, как будто они предназначены для совсем разных городов. И неудивительно, что никто не знает текст и нигде не поют этот гимн, хотя наш город считается самым поющим в России, а может даже и в мире. В нём нет той изюминки, по которой сразу отличают один город от другого. (Например, «Тула веками оружье ковала…» – сразу всё ясно.) Значит, и гимн со временем придётся менять, раз он ничего не даёт нашим жителям и не интересен для туристов. Как говорится – ни уму, ни сердцу.
И вот теперь мечи скрестились на датах основания города. Как и в предыдущих вопросах, здесь тоже существует несколько различных мнений, которые невозможно привести к общему знаменателю цивилизованными путями и методами. У любого решения, принятого властью, включая и уже существующие, всё равно останется масса ярых противников. И это не от того, что народ у нас плохой, неуправляемый, просто время сейчас такое – демократия. Отделу архитектуры давно пора проснуться и внести свои предложения по оформлению улиц города в свете новой программы по въездному туризму, принятой депутатами в 2010 году.
По большому счёту, возраст города сейчас важен только для историков и краеведов. Спросите на улицах столицы или любого областного центра у их жителей (русского, таджика, грузина) – сколько лет городу? Почти никто не ответит. По многим причинам, о которых можно говорить долго и в отдельной статье. Одна из них – западная система образования, внедряемая в России, нацеленная на воспитание потребителей – город для них лишь место, где надо побыстрее любой ценой заработать много денег и уехать туда, где можно заработать ещё больше. Немного поменялись из-за этого даже идеалы молодёжи. Двадцать лет назад пацаны хотели стать крутыми бандитами, а девочки – валютными проститутками. Сейчас предел мечтаний парней – крупный чиновник, а у девушек – гламурная светская львица, любовница олигарха. Вот те идеалы, что сумели дать демократы нашей молодёжи. (Московский комсомолец, 16.02.2011, с. 1.)
Но вопрос о возрасте города уже поднят жителями и его надо решать. Даже не для нас и наших детей, а скорее для внуков и правнуков, которым в светлом будущем заниматься этим будет некогда. Надо помочь им определиться – кто же были их предки, где их Родина, с чего всё у нас тут началось. И что это за надпись на камне: «Отсюда Дубна стала есть»?
Для начала разберёмся с десятитонным камнем в Ратмино, поставленным 15.09.2004 года фондом «Наследие». С точки зрения развития въездного туризма в Дубне – камень нужен. Пусть даже и с неправильной надписью. Надпись поменять недолго, как и сам камень – опыт у наших чиновников тут богатый. А будущим туристам надо говорить правду: камень поставили одни, вторые считают это ошибкой, поэтому, фотографируйтесь рядом с ним быстрее, пока его не взорвали, как Сталина у шлюза. От туристов отбоя не будет. Потому что вся наша история насквозь пропитана этим – интригами, ссорами, междоусобицей. Русские князья даже тут, в Ратмино, воевали друг с другом, убивая соотечественников.
Второй памятный камень таких же размеров с соответствующей надписью надо срочно поставить на улице Мещерякова у гостиницы «Дубна». Там как раз есть подходящий зелёный островок с берёзками (где сначала планировали памятник Мещерякову М.Г.) И те, кто считает, что Дубна началась в 1946 году, пусть возлагают к нему цветы и торгуют рядом сувенирами, книгами и картинами о городе физиков. Даченков И.Б., Петров Ф.Н., Шимон И.Я., Пасько А.В. уже прославили себя на века. Давайте дадим и другим дубненцам такую возможность. Уравняем их шансы. Деньги для камня они найдут, а мы поможем советами.
Остальные камни надо установить: напротив мэрии, у проходной ДМЗ, перед ДК «Октябрь», у завода «Тензор», на набережной Волги, в силиконовой долине на обеих берегах Волги, у канала и у здания ГЭС-191, у шлюза, у будущей пристани, у будущего моста, на вокзалах и на всех четырёх въездах в город – со стороны Москвы, Кимр, Савёлова и Конаково. Чтобы откуда бы ни появились туристы, их сразу встречал бы памятный камень с соответствующей надписью. Расставить камни намного проще и дешевле, чем те памятники, о которых я пишу уже десять лет в своих статьях, пытаясь достучаться до депутатов и отдела архитектуры, чтобы разбудить у них творческое воображение и хоть маленькую частичку гордости за город, в котором они имеют честь жить.
Выгода городу будет очевидной – вместо одного сомнительного «камня раздора» мы имеем сразу несколько и разных. Возить станем туристов от одного к другому, а там со временем вокруг мелкий бизнес развернётся (значки, сувениры, пряники, квас, платные туалеты) – значит, деньги в казну города, слава и гордость – чиновникам.
А теперь – о конкретных цифрах. Как человек, любящий во всём точность, я считаю правильной дату – 1956 год. Но как русский патриот и коренной житель этих мест – я за 1134 год. Пора уже перестать нам стыдиться своей родной истории и самого слова русский. Раз жили на нашей земле русские предки, давайте и будем считать себя их наследниками. Поэтому, лично я буду теперь отмечать День города дважды – 7 апреля и 24 июля.
Чтобы примирить историков из фонда «Наследие», сестёр Зиновьевых и всех, кто ещё выйдет со своими инициативами, предлагаю пойти на компромисс и сделать несколько официальных праздников города. А депутаты пусть рассмотрят этот вопрос и оформят его соответствующим образом. Конституция и Устав города не ограничивают нас в количестве праздников, тем более что почти все они останутся рабочими днями. Дубна и так уже во многом единственный и неповторимый город, пусть и ещё одна изюминка добавится в её коллекцию. Будем единственным городским поселением в России с несколькими днями рождения города сразу. В будущем все эти даты можно будет разместить и на новом гербе.
День рождения исторической Дубны будем считать с 1134 года, а праздновать его 7 апреля – в День памяти древнерусской Дубны. В этот день в 1216 году новгородцы штурмом взяли город. Это единственная точно известная нам дата. Основателем города будем считать ростово-суздальского князя Юрия Долгорукого. Кроме Дубны он построил в своём княжестве Москву, Дмитров, Кострому и другие города.
День рождения города физиков на правом берегу Волги считать с 13.08.1946 года и праздновать его каждое 13 августа у своего памятного камня. (До установки камня можно временно собираться у памятника Мещерякову М.Г.) Отцами-основателями города объявить Курчатова И.В., Берию Л.П., Сталина И.В.
Официальным Днём рождения города Дубны (по документам) считать 24.07.1956 года и праздновать его как обычно. В этот день приглашать в гости делегации городов-побратимов, организовывать фестивали, карнавалы, фейерверки.
День рождения Наукограда праздновать 20 декабря в одной из двух частей будущей силиконовой долины. Согласно Указу президента Путина В.В. №1472 от 20.12.2001. Это праздник молодых, пусть они сами решат, что написать на своём камне, на гербе и на знамени наукограда (которых до сих пор почему-то нет). А в этом году первый юбилей нашего наукограда.
Жители левобережной части Дубны могут праздновать свой территориальный праздник – День Тридцатки с 1934 года. Или с 10.07.1939 – когда пустили первую очередь завода. Или с 28.04.1958 – когда Иваньково из посёлка стал городом.
Сторонники даты объединения городов могут праздновать свой праздник с 13.12.1960 года. В этот день соединились Дубна и Иваньково. Соответствующие камни надо поставить на бывшей границе городов – у плотины или у будущего моста на обоих берегах Волги.
Водники, строители канала, шлюза №1 и плотины могут отмечать свой праздник с 21.09.1933 года, когда в деревне Иваньково появились первые строители канала Москва-Волга.
Обилие исторических праздников должно примирить всех обиженных и выпустить пар у недовольных. Сторонники «Наследия» по старинке гуляют в Ратмино, физики – в институтской части, День города проходит в семейном парке на БВ, ракетчики – у себя на Тридцатке, водники и потомки строителей канала – на Большой Волге, у бывшего памятника Сталину. И все – в разные дни, никто никому не мешает. Хочешь поздравить – приходи, не хочешь – игнорируй. В трёх местных газетах анонсировать праздники и широко их освещать. Тогда и сами газеты станут намного интереснее, чем сейчас. Можно даже проводить конкурс на лучший праздник города среди жителей.
Кроме Дня рождения города у нас много и других хороших праздников, отмечаемых жителями. Это дни: ОИЯИ (создан 26.03.1956), работника атомной промышленности, машиностроителя, учителя, медицинского работника, строителя и т.д. У каждого солидного предприятия есть свой день рождения, который тоже регулярно отмечается сотрудниками.
Из истории хорошо известно, что чем больше праздников у русского человека, тем счастливее он себя чувствует. Это аксиома, с которой не поспоришь.
Есть ещё надежда и на то, что в будущем могут быть найдены новые рукописи с упоминанием древней Дубны или знаковые археологические находки на территории города. Тогда опять придётся переделывать надписи на камнях, вносить исправления в справочники и учебники. Поэтому вопрос о возрасте Дубны всегда будет открытым для заинтересованных жителей нашего города и историков-краеведов.
И ещё два слова о нашем многострадальном прилагательном. Упрямство Мелкумовой О.В. в чём-то похоже на борьбу сестёр Зиновьевых против ратминского камня. Осуждать их трудно, опасно и бессмысленно. Они живут в своём, придуманном мире и ничего тут не поделаешь. Это в наших русских традициях. Вспомните староверов, протопопа Аввакума, патриарха Никона, боярыню Морозову. Они все пошли на смерть за свою идею. Надо ждать, пока сменится несколько поколений жителей. К тому времени, может, и Дубну переименуют – тогда вопрос решится сам собой.
А пока этим вопросом всё-таки должна заинтересоваться кафедра лингвистики дубненского университета. Почти 20 лет они носят гордое название «общества, природы, человека», что-то изучают там у себя, а проблемами города не занимаются, стыдливо отмалчиваясь. Это некрасиво и непатриотично. Чуть не каждый год поднимается этот вопрос в местных газетах, а решить его никто не может. Нет такого авторитета пока в городе.
Словари и примеры, которые приводит в поддержку своей теории Мелкумова О.В., мягко говоря, не очень убедительны и не корректны. В тех словах нет такого же окончания -НА после звонкого согласного, как в слове ДУБНА. И потом, тульская Дубна, где, с её слов, пишут «дубнИнцы», намного южнее нашей. Там преобладают южные говоры с упором на «аканье» – а-я-и. Не секрет, что основное коренное население нашего города – это тверские жители. Тверь исторически во всех вопросах всегда была ближе к Вологде, Новгороду и Пскову, где преобладает «оканье» – о-ё-е. Возможно, отсюда и возникло название наших горожан ещё в 1950-1960-е годы – как дубнЕнцы. А скорее всего такое произношение пришло к нам из глубины веков.
Не зря же историческое написание этих слов в средневековых писцовых книгах противоречит варианту, выбранному Мелкумовой О.В. Наши предки без всяких словарей и ссылок на московских профессоров, чётко и ясно писали: «дубенское мыто», «Усть-Дубенское», «Дубенское устье» и т.п.
Если постановление совета депутатов для журналистов не указ, может быть, перед памятью наших славных предков они склонят голову. Попробуйте в этих древних выражениях поменять нашу родную букву Е на любимую Мелкумовой О.В. букву И. Чушь какая-то получается – сразу видится лохматый питекантроп с дубИной на плече. Не могли так говорить наши предки. Зачем же тогда Вы заставляете нас, читая Вашу газету, коверкать свой родной и любимый русский язык? И так словами-паразитами забита вся устная речь, а словари запачканы кальками с иностранных слов и различным сленгом. Ломоносов с Пушкиным не один раз в гробу перевернулись от стыда за нашу речь.
Напоследок опять о наболевшем – о въездном туризме. По всей стране давно уже идёт туристический бум – города становятся родиной сказочных или литературных героев (Деда Мороза, бабы Яги, Кощея Бессмертного, Снегурочки, Колобка), на каждом углу ставятся памятники, открываются новые музеи, ретро-кафе и рестораны под старину. Я и об этом ранее написал несколько статей. А в нашем городе за последние 20 лет не поставили ни одного памятника для привлечения туристов. (Бюсты физиков и самолёты не в счёт, а памятник Высоцкому – это заслуга Вяземского И.А.) Чем все эти годы занимается главный архитектор со своими многочисленными помощниками и советами по благоустройству города – лично мне непонятно. Стенды с рекламой, заполонившие улицы – для туризма только помеха, закрывают обзор, мешают увидеть красоту города. Дубна опять в этом вопросе плетётся в хвосте прогресса и упускает свои потенциальные возможности. Кроме ратминского камня и ржавеющего с 2002 года синхрофазотрона туристов в город заманивать нечем.
Александр Воронин, коренной житель Дубны
28.02.2011 г.
Эта статья и другие работы автора о прошлом и настоящем Дубны размещены на его литературной странице http://www.stihi.ru/avtor/liter2.