Московский областной общественный фонд
историко-краеведческих исследований
и гуманитарных инициатив

Выставка «Путешествие в мир кукол» представлена в Музее археологии и краеведения г. Дубны (ул. Моховая, 11). Подробнее об истории создания этих игрушек, о производстве кукол, их разнообразии рассказала автор проекта Марина Политова.

Кукла является образом и подобием человека. Анатомически кукла не во все времена соответствовала человеку. У неё могло не быть лица, условно обозначены ноги и пр. Но всё же, она всегда человека олицетворяла. Кукол XIX века сегодня принято называть «антикварными», а время, в которое они создавались, – «золотым веком кукол». Такое сравнение не случайно. Во-первых, указанное время – это расцвет кукольного производства во Франции и Германии, а также других европейских странах. Во-вторых, большая часть кукол того периода была создана из фарфора, поистине драгоценного материала, который называли «белым золотом».

На самом деле, из фарфора была сделана лишь голова куклы, которая являлась основной и самой дорогой частью в производстве. Сначала отливалась форма головы, обжигалась и раскрашивалась, затем внутрь головы помещался механизм глаз, зубки, язычок. Большинство кукольных голов были открытой формы, но также имелись куклы с полностью отлитой головой и формованными волосами. Также существовали куклы с проколотыми ушами для серёжек. На затылочной части головы размещалось клеймо фабрики-производителя. Именно клеймо говорит коллекционерам кем и когда была создана кукла. Голову куклы венчал парик. Во времена создания этих кукол парики были мохеровыми или из натуральных волос. Сегодня всё чаще встречаются парики из синтетического волокна.

Тело кукол также было разнообразным. В XVIII веке тела в основном были деревянными, затем стали широко использовать тряпичное тело, ну а в «золотом веке» были тела из натуральной кожи или композита. Кукла получила «шарнирное тело» – т.е. её конечности могли сгибаться, что делало куклу ещё более похожей на человека, а также придавало разнообразие игре. На самом деле, способность совершать движение кукла получила ещё в первой половине XVIII века, такие куклы назывались «автоматонами», т.е. автоматами. Они имели часовой механизм, при заводе которого кукла могла танцевать, ходить, вязать и пр.

Все эти изыски придавались куклам для разнообразия и большей забавы. Одним из таких изобретений стала трехлицая кукла. Она имеет три выражения лица – смеётся, плачет и спит. Подобные куклы обязательно имели чепчик на голове, который скрывал два лица, оставляя для игры лишь необходимое.

Кроме кукол с фарфоровыми головами, также существовали куклы с восковым лицом, с композитным лицом как тело, из папье-маше, ну а позднее кукол стали изготавливать полностью из ткани. Также у кукол был различный «возраст»: кукла дама, наряд которой был великолепен, со множеством аксессуаров, немного строгим выражением лица; кукла девочка, которая имела менее роскошный наряд и более наивное или наоборот озорное выражение лица; кукла-младенец, которая даже своим телом походила на маленького ребёнка и не имела шарниров.

Третья четверть XIX века стала временем расцвета производства французских кукольников, хотя занимать позицию лидеров он начали ещё в XVII веке. Большинство французских кукол «золотого века» имели фарфоровую голову и композитное шарнирное тело. Роскошные парижанки, как их называли, поражали своими нарядами, которые создавались из лучших материалов и в соответствии с женской модой. Французские куклы считались элитной продукцией и зачастую становились предметом коллекционирования, а не игры. Французам же принадлежат и многие технические достижения в кукольном производстве. Например, шагающая кукла, кукла со «спящими» глазами, т.е. теми, которые могли открываться и закрываться, кукла с нижними и верхними зубками, говорящие куклы и многие другие.

Законодателями кукольной моды, как и женской, были тоже французы – их роскошно одетые куклы-дамы имели всё, что подобало богатой женщине. Вся одежда создавалась из достаточно дорогих тканей, отличалась реалистичностью и точным соответствием пропорциям женской фигуры. Одежда кукол-девочек также была соответствующей тому, что носили маленькие модницы.

Костюм в образе куклы играет очень важную роль: он помогает стать ей «социально» ориентированной, демонстрирует её возраст, территориальную принадлежность и эпоху. Первоначально куклы были своеобразными журналами мод, по которым женщины ориентировались в модных тенденциях. В разное время происходило влияние кукольной моды на женскую и наоборот. Пошив одежды происходил как вручную, так и на машинке. Уголок мастерицы наполняло множество изящных вещей – кроме ткани, кружева, мелких пуговиц и крючков, также были подручные материалы, среди которых можно встретить куклу-игольницу.

Быт кукол «золотого века» иллюстрировал мир женщин. Зачастую куклы становились предметом не просто коллекционирования, а даже игры взрослых дам. На выставке представлены куклы большого размера. Из подобных кукол дама могла устроить целым мир – куклы имели свою мебель, посуду, гардероб, игрушки, располагались в гостиной, пили чай и, как знать, может быть сплетничали о последних новостях и обсуждали модные новинки – точь-в-точь как их взрослые хозяйки. Интересным является создание костюма для куклы небольшого размера – оно стало настоящим увлечением знатных дам. Представьте насколько нужно было быть виртуозом, чтобы создать в миниатюре такой же наряд как у тебя для куколки «ростом» 8-12 см! Первоначально подобные куклы имели только фарфоровые голову, руки и ноги, позднее же всю куклу стали изготавливаться из фарфора.

В конце XIX века начался спад французского кукольного производства из-за выхода на торговую арену серьёзного европейского конкурента – Германии, которая стала лидером благодаря снижению цен и малому количеству элитной продукции. Немецкие кукольники ориентировались, прежде всего, на французских мастеров. Но их интересовала исключительно техническая сторона производства. Эстетику, роскошь, дороговизну французских кукол они заменили практичностью и доступностью массовой аудитории.

На выставке представлены куклы различных немецких производителей, разных размеров, выражений лиц, это и куклы-дамы, это и куклы-девочки. Одни ласковы и приветливы, другие могут показаться более серьёзными. Но все они очень разные, несмотря на один материал и технику производства. Одежда немецких кукол всё же может претендовать на разнообразие и даже в некоторых случаях соревнование с французскими кукольниками. Немецкие куклы стали доступнее для населения, с ними было удобнее играть. Сегодня каждая из них хранит частичку того далёкого времени, когда эти куклы не были заперты в музейных витринах.

Конечно, как и в любом производстве, со временем появляются свои монополисты. В Германии им стал Арман Марсель. Его компания существовала до 1948 года и произвела огромное количество кукол, счёт которых шел на миллионы. Его куклы были разных типов, которые принято называть «молд», т.е. это определённая форма головы с характерным для неё выражением. Куклы Марселя были популярны ещё и за счёт своей относительно невысокой цены, которая в любом случае сказывалась на внешнем облике куклы, прежде всего в ее костюме – он стал простеньким, без использования дорогих тканей. Но существовали исключения для элит ной продукции.

Знаменательным для мира кукол стал 1909 год – компания Каммер и Рейнхардт выпустила в свет первого пупса. Со сморщенным лицом, немного непропорциональным, по-детски, телом, он сразу завоевал популярность среди детей. Обращение компании к такому типу кукол было неслучайным. Начало ХХ в. – время формирования интереса к детской психологии, понимание того, что воспитание ребёнка начинается с его рождения. Игра и игрушка обрела первостепенную роль в воспитании. Куклы-младенцы или пупсы готовили девочку к материнству, но в то же время помогали ей, играя в мир взрослых, оставаться в мире детства, который она могла осозновать и свободно себя в нём чувствовать. Очень быстро кукольные производители отреагировали на нового пупса и стали разрабатывать свои вариации, постепенно придя к достаточно реалистичному образу младенца.

Интересной была и одежда для таких пупсов – это платье с узкими плечами и невероятно длинным подолом. Эта традиция пришла из глубины веков. Еще в XVI веке стали шить детям платья с подолом, который соответствовал тройной длине по сравнению с телом ребёнка. Такой подол использовали как пеленку, для тепла. Позднее такие платья стали крестильными, в том числе перешли и в кукольную одежду. Проследить соответствие между нарядом куклы и детским платьем также легко. Более того, многие платья переходили к куклам «по наследству», от их маленьких хозяек. Тончайшая работа, великолепные материалы – всё это делало мир кукол миром роскоши и богатства.

С появление кукол-младенцев стал невероятно разнообразен мир кукольного быта, который проявился, прежде всего, в изготовлении мебели. Кроватки, коляски, стульчики, лошадки, кресла, санки и пр. – всё стало использоваться для создания уюта этих малышей.

Кстати, появление пупсов открыло двери для появления кукол-мальчиков, которых в истории кукол было очень мало. Дело в том, что многое в пупсе зависело от одежды – для младенцев платья были одинаковые без различия пола. Для более «взрослых» детей можно было менять наряды с женского на мужской и разнообразить таким образом свою игру.

Кукла очень загадочный и по сути малоизученный предмет. Она загадочна, потому что малоизучена или малоизучена, потому что загадочна? У каждого найдётся своя разгадка на поставленные ей вопросы. Главное, кукла – это непременно свидетель эпохи, в которой она жила. Она именно жила, рядом со своим создателем – человеком. Именно поэтому она много знает о нём и о его мире. Только подумайте, пройдёт совсем немного лет и, возможно, кукла из вашего детства будет присутствовать на подобной выставке, а экскурсовод будет говорить: «когда-то в эту куклу играла девочка…», а этой девочкой были вы и кукла сохранила на себе ваши прикосновения, помнит вашу заботу и любовь к ней.

Марина Политова

Об авторе: Марина Политова – искусствовед (окончила факультет искусств МГУ имени М.В. Ломоносова), до начала работы собственного выставочного проекта – директор по музейной деятельности и научной работе музея «Новый Иерусалим». Член Национального союза экспертов, в прошлом — советник Российской академии естествознания. Ведет активную музейную практику, сотрудничает с музеями Москвы и Московской области. Преподает в МГУ имени М.В. Ломоносова курсы по экспертизе фарфора, музееведению и арт-менеджменту. Является автором многочисленных публикаций в области декоративно-прикладного искусства. Коллекционер кукол, ведет активную научную работу в области изучения развития кукольного дела от древнейших времен до современности. Является учредителем и главным редактором журнала «Королевство кукол», а также автором выставочного и образовательного проекта для детей и взрослых «Путешествие в мир кукол» и монографии «Пишу о куклах».

22.07.2018