Московский областной общественный фонд
историко-краеведческих исследований
и гуманитарных инициатив

Очерк кимрского журналиста и краеведа Галины Крюковой из серии «Диалог прошлого с настоящим» – прогулка по главной площади в городе Кимры Тверской области.– Театральной. Октябрьской кимряки называли ее с 1925 года, а первое историческое имя центральной площади города – Соборная. Это – сердце торгового села Кимры, центр деловой и общественной жизни на протяжении не одной сотни лет. Во второй половине XIX и начале XX века площадь представляла собой открытое, вымощенное камнем большое пространство, отчего ее называли также Большой.

Главной достопримечательностью площади и гордостью кимряков был роскошный Покровский собор со стоявшей рядом не менее красивой Троицкой церковью. В монографии «Европейская Россия», изданной в 1913 году, сказано, что оба храма смогут быть «украшением любого губернского города и даже столицы». Пять вызолоченных куполов Покровского собора в ясную погоду были видны на 15-20 верст вокруг. Заложен собор был 16 сентября 1816 года, освящен – 30 сентября 1825 года. Архитектура отражала вкусы заказчиков – предприимчивых кимрских крестьян – и была весьма эклектичной. Неизвестный архитектор, по выражению специалистов, «сделал замес из классики, ампира, элементов древнерусской архитектуры и добился основной цели – восхитить».

«Как золотистый зуб среди кроваво-красных десен, высоко на берегу, в полукруге кирпичных зданий, красных крыш блестит собор», – описывали чудо сельской архитектуры современники. Собор имел три престола. Главный, средний, был освящен во имя Покрова Пресвятой Богородицы, правый – во имя Всех Святых, левый – во имя Петра и Павла.

Пятиярусный иконостас имел высоту более 15 метров, ширину – за 25 метров и был выполнен в византийском стиле. Освещали храм пять паникадил. Главное, из литой меди, посеребренное, весило 52 пуда или 832 килограмма.

Как и в случае с Вознесенским храмом, построен собор был на средства прихожан, крепостных крестьян. Особое же усердие проявили Дмитрий Башилов с сыновьями и братья Малюгины. Чуть позднее рядом с собором встал Троицкий храм.

В документе, датированным 1834 годом, мы читаем: «При самом начале и основании сего храма усердные сыны церкви вотчины графини Юлии Павловны Самойловой села Кимры крестьяне, братья Михаил, Яков и Василий Дмитриевы Малюгины, приняли на себя особенное попечение об устроении онаго и в следствие сего не щадили ни трудов, ни иждивения к твердому и скорейшему сооружению и к изящному онаго украшению. Примеру их соревновали и другие благоверные прихожане посильным усердием или трудами; из таковых церковный староста Иоаникий Феодоров Рыбкин споспешествовал значительным збором доброхотных подаяний, а избранный в церковный строители семидесятилетний старец Семен Иванов Малюгин жертвовал последними своими силами, неусыпно надзирая за прочностию строения святого храма».

30 сентября (ст. ст.) 1833 года храм с приделом святителя Николая был освящен. Двумя днями позднее освящен был придел Тихвинской Божией Матери. Несмотря на то, что храм был однокупольным, по размеру и пышному убранству мало уступал соседу. Внутри его украшала богатая настенная роспись. Иконостас с позолоченной резьбой и колоннами имел шесть ярусов. В ризнице хранились и две хоругви, вышитые, по преданию, царевной Софьей Алексеевной и подаренные предшественнице храма – двухэтажной церкви Живоначальной Троицы, которая была выстроена владельцем села, тестем царя Ивана Алексеевича – Федором Петровичем Салтыковым.

Сохранилось единственное изображение этой церкви на копии, сделанной со старинной гравюры А. Грекова «Село Кимры 1772 г.». Автор делал ее по заказу владелицы Кимр Анны Карловны Скавронской, супруги канцлера Михаила Илларионовича Воронцова. Иллюстрация гравюры была обнаружена в уникальном издании «Виды разных городов России XVIII века». Это самое раннее историческое изображение Кимр. Копия хранится в Кимрском краеведческом музее. Оригинал находился в Калининском, ныне Тверском, краеведческом музее и в годы Великой Отечественной войны был утерян.

Стояла церковь на высоком берегу Волги, там, где впадает в нее речка Кимерка. Церковь пленяла изяществом форм. Тянутые, вертикальные пропорции объема, архитектурные детали и декор указывали на стиль итальянского барокко. Но просуществовала она чуть более века. В 1807 году в Кимрах произошел большой пожар. Огонь повредил и каменную церковь Живоначальной Троицы. Купол храма готов был вот-вот обрушиться. Кимряки разбирают обветшавшую церковь и на ее месте закладывают новое строение храма, о котором шла речь выше.

Достопримечательностью храма была колокольня, выполненная в классическом стиле, высотой более 60 метров. В ярусах звона висело 12 колоколов. Главный весил 1000 пудов, был одним из самых крупных в Тверской губернии. С колоколом этим связана и любопытная история. Первоначально кимряки приобрели колокол на заводе Оловяшникова в Ярославле. Когда подняли на колокольню, оказалось, что он не звонит. Как выяснилось, при отливке в уши колокола попал кусок угля, и при пробном звоне колокол дал трещину. Раздосадованные кимряки решают отлить новый колокол на месте. Это была непростая затея, но увенчалась успехом. В 1841 году над Кимрами прокатился могучий колокольный бас.

Проходит 18 лет. И на село обрушивается новый пожар. На этот раз самый страшный за всю историю. Село выгорает практически полностью. Вот почему у нас не сохранилась старая застройка. То, что мы видим сегодня, – это уже вторая половина XIX века, но зато не претерпевшая изменений. О Кимрах говорят, что они из немногих городов Верхнего Поволжья, которые сохранили свою старую планировку и облик. И несмотря на следы неухоженности и запустения, мы ходим по тем самым улицам, видим те самые дома, которые создавали облик села-города второй половины XIX – начала XX веков.

Но вернемся к истории с колоколом. Во время пожара 1859 года досталось и колокольне, а главный колокол падает и разбивается. Богочестивые кимряки изыскивают средства, и через два года новый колокол, уже в 1009 пудов весом, занимает свое место на звоннице.

И очень больно нам говорить сегодня об этих уникальных для села храмовых сооружениях в прошедшем времени. В 1930 году Покровский собор был закрыт, частично обезглавлен, золотое покрытие с куполов снято. Весной 1936 года – взорван.

Сразу же на его месте начинают строить клуб промкооперации. 7 ноября 1938 года он, говоря сегодняшним языком, распахивает двери. В годы войны в стенах клуба находит пристанище образованный 25 мая 1942 года Кимрский государственный драматический театр. Он появился в трагические годы Великой Отечественной войны в результате объединения Ржевского и Торжокского театров. Один из городов находился в оккупации, а другой – в прифронтовой зоне. И, надо отметить, сейчас в Тверской области только два районных центра имеют профессиональные театры. Во Ржеве и Торжке их больше нет, ну а наш любим не только кимряками. Среди его почитателей жители Дубны, Талдома, Вербилок, Дмитрова. Оригинальность постановок, самозабвенная игра актеров, яркая, необычная сценография снискали поклонников кимрской драмы и в областной Твери, и среди столичных театралов, во многих других городах.

Троицкая церковь после закрытия в том же 1930 году служила местом хранения зерна, в ней оборудовали сушилку для лесоматериалов. Был проект переоборудовать ее под музей. Но 9 мая 1938 года местная газета сообщила, что президиум горисполкома решил Троицкую церковь и колокольню разобрать на кирпич.

А Соборная площадь уже под другим именем, совсем не политическим, живет и хранит историю славного села Кимры и его обитателей.

Галина КРЮКОВА, статья из серии «Диалог прошлого с настоящим», газета «Кимры Сегодня», 2007 г.

31.10.2018