Московский областной общественный фонд
историко-краеведческих исследований
и гуманитарных инициатив

В начале XX века на углу Ильинской и Преображенской (ныне Вагжанова) улиц был построен Спасо-Преображенский собор. Заложен он над целебным источником. Строительство основной части храма было закончено в 1911 году. Тогда же он и принял своих первых прихожан.

Архитектор Рыбанский решил образ храма в псевдорусском стиле. В основании – четырехстопный четверик, завершают который пять высоких шатровых глав с восьмиугольными световыми барабанами, увенчанными луковичными главками. Архитектурной особенностью храма являются вертикальные членения стрельчатых, высоких, почти готических окон второго этажа.

Линия карнизов обрамлена килевидными кокошниками. Толщина стен 3,5 кирпича, полы в церкви покрыты матлахскими плитками. Высота подвала 3 метра 25 сантиметров. В нем размещалась калориферная печь. По проекту храм должен был быть со встроенной колокольней, но помешала война. Поэтому временно на территории церкви поставили деревянную звонницу с восьмью колоколами, которую после октября 1917 года снесли.

История строительства Преображенского храма в Кимрах самым тесным образом связана с именем последнего российского императора Николая II. В 1900 году Николай II тяжело заболел. О его выздоровлении молилась Русская православная церковь, вся ее паства. Осенью император выздоравливает. В «Тверских епархиальных ведомостях» появляется воззвание, в котором, в частности, говорится, что «ничего не помет быть чище и светлее, как знаменовать свою благодарность Богу и угодникам Его сооружением в честь них храмов».

В Кимрах, население которых издавна любило выражать любовь и преданность российским монархам, создается строительная комиссия по сооружению храма во имя Преображения Господня в ознаменование выздоровления от болезни его императорского Величества государя-императора Николая II Александровича. Председателем комиссии избирается крупный предприниматель Н.С. Совалин, более пятнадцати лет исполнявший должность кимрского волостного старшины. Закладка каменного храма состоялась 21 июля 1902 года. В этот день в Кимры прибыл архиепископ Тверской и Кашинский Дмитрий. После литургии в Покровском соборе при большом стечении верующих состоялся крестный ход, который возглавил владыка Дмитрий. Крестный ход шел по Ильинской улице, в конце которой над целебным источником и был заложен храм. По проекту Рыбанского, он должен был вмещать 1000 верующих.

Первыми священнослужителями Преображенского храма стали священник Ф.Колеров, дьякон Н.Завьялов, псаломщик В.Никольский. В годы Первой мировой войны Федор Ксенофонтович Колеров вместе с женой Анной Михайловной организует общество помощи фронту, которое шьет для армии одежду, отправляет на фронт посылки. Будучи художественно одаренной личностью, о. Федор высоко ценил духовное пение и не упускал возможности приглашать в храм таких мастеров, как Нежданова и Голованов, о чем свидетельствуют сохранившиеся афиши. Надо ли говорить, какой восторг вызывали у прихожан эти выступления. В благодарность они приносили артистам продукты, чтобы хоть как-то помочь им пережить голодное военное время.

События, последовавшие после октября 1917 года, сказались и на судьбе храма. Новые власти, мотивируя тем, что городу не хватает строительных материалов, запрещают достраивать каменную колокольню. К тому же, считают они, колокольный звон мешает больным расположенной по соседству больницы. Верующие не успокаиваются и обязуются собрать средства для строительства так нужного городу роддома. Но власти отклоняют предложение, а в 1928 году принимают решение, ссылаясь на пожелания трудящихся, закрыть храм.

Узнав об этом решении, прихожане приходят в волнение. Они пытаются защитить храм. Но это не удается. Последнее богослужение проходит 19 мая 1929 года. И власть применяет силу, арестовывая большую группу лиц.

Начинается судебный процесс. На скамье подсудимых 20 человек, в том числе настоятель храма Ф.Колеров, председатель церковного совета А.Бойков, прихожанин М.Болдаков. 27 октября 1929 года суд приговаривает их к высшей мере социальной защиты с конфискацией имущества. В ночь с 29 на 30 ноября отец Федор был расстрелян.

За считанные месяцы Преображенский храм переоборудуют под клуб кустарей. В нем устраивают зрительный зал на 450 мест, читальню, комнаты для кружковой работы, киноустановку.

Кресты снимают, главы укорачивают и на центральной устанавливают пятиконечную красную звезду. Проходит несколько лет, клуб переводят в другое место, а в храме устраивают зерновой склад. И в таком состоянии он пребывает почти 20 лет. И только в 1947 году храм возвращают верующим. В 1948 году в нем совершает службу игумен Пимен, впоследствии Патриарх Всея Руси.

Непросто было налаживать жизнь прихода и восстанавливать храм. Но вот в 1973 году его настоятелем становится священник Иоанн Басюк. Благодаря его трудам и стараниям прихожан храм приобретает внутреннее и внешнее великолепие, получает статус собора и становится центром благочиния округа.

Сейчас настоятелем храма является прот. Евгений Морковин. Его усилиями, усилиями всего причта многочисленных жертвователей было начато и завершено восстановление куполов, венчают которые миниатюрные луковичные главки как символ нашего молитвенного горения к Богу.

Сегодня Преображенский храм радует глаза и сердца прихожан, служит источником душевной радости и является архитектурной достопримечательностью города. В нем замечательная стенная роспись, прекрасный иконостас. В нем находится святая Иверская икона Божьей Матери – покровительница Кимр. Она была прислана в дар кимрскому Покровскому собору архимандритом Иосифом с братией из Афонского Андреевского скита.

6 мая 1901 года, в день рождения царя Николая II, жители Кимр «светло и торжественно встречали благоговейно чтимую Святыню». После разрушения Покровского собора в 1936 году Иверская икона Божьей Матери, достаточно претерпев, заняла достойное место в иконостасе Преображенского храма.

А в 1997 году Синодальная комиссия по канонизации святых Русской православной церкви вынесла решение о причислении к лику местночтимых святых протоиерея Федора Колерова и иже с ним убиенных Анания Бойкова и Михаила Болдакова. Торжества проходили 25-26 июля. Так кимряки обрели своих небесных покровителей. И теперь память кимрских святых отмечается 26 июля – в день канонизации и 29 ноября – в день принесения мученического венца.

Юбилейным архиерейским собором Русской православной церкви в 2000 году кимрские новомученики причислены к общецерковному почитанию. Им написаны иконы. Ежегодно в городе проводятся Федоровские чтения. В память о небесных покровителях Кимр на Вознесенской стороне поставлена часовня.

Галина КРЮКОВА, статья из серии «Диалог прошлого с настоящим», газета «Кимры Сегодня», 2007 г.

20.07.2018