Московский областной общественный фонд
историко-краеведческих исследований
и гуманитарных инициатив

Не бывает на свете духовно безликой земли… Всякий уголок ее, даже далекий и неприметный, но в разные века облюбованный и обустроенный людьми, всегда создает вокруг себя неповторимое культурное окружение — будь то величественные материальные творения рук человеческих, или органично дополняющие их духовные феномены, или все это вместе, в нерасчленимой сообразности. Однако жизнь и история неумолимы: многое из того, что возвысилось до достижений культуры, разрушается, утрачивается, предается насильственному забвению. Возвращение наследия и опыта минувших поколений в день сегодняшний — задача не кабинетно-просветительская, а национальная, для государства живоносная. Освоение и познание исторических и хозяйственных традиций, культурных ценностей нашего народа — один из механизмов сохранения и утверждения русской идентичности, которая складывается из множества региональных черт и особенностей.

Кому-то это вступление покажется пространным и не имеющим отношения к делу. Но разве не национально—идентифицирующий аспект рассмотрения современных тверских краеведческих книг поможет яснее увидеть как их достоинства, так и недостатки? Конечно, гораздо больше хочется порассуждать о первых, а не о вторых.

Сегодня именно такой случай — книга «Страницы истории кимрского края» (Тверь: Марина, 2008. — 336 с. Ил.). Она написана В.И. Коркуновым и В.В. Коркуновым — известным краеведческим и семейным дуэтом, отцом и сыном, которые посвятили истории старинного села, а затем и города Кимры немало книжных и журналистских публикаций.

«Страницы истории кимрского края» состоят из краеведческих очерков, скомпонованных в пять разделов. Все они ранее увидели свет в небольших сборниках «Кимрская старина», хорошо знакомых тверскому читателю.

Принципиальная же особинка этой книги в том, что она снабжена новыми фотоматериалами, а тексты большинства очерков дополнены и исправлены. Последнее обстоятельство радует: значит, исследователи не довольствуются достигнутым, постоянно обогащают прежние сюжеты плодами новейших разысканий.

Нет смысла пересказывать содержание всех 32 очерков. Каждый из них интересен по—своему — знаменательным эпизодом, выдающейся личностью, неповторимой атмосферой былого… В целом же книга охватывает самые разные стороны кимрской истории. Кимрской, понимаемой как части тверской истории, а тверской — как части истории русской.

Итак… Первые кимрские фотографы, кимрские дворяне Арсеньевы, связанные родственными узами с М.Ю. Лермонтовым и И.С. Тургеневым, графы Голенищевы—Кутузовы, история кимрской электростанции, путь кимрской районной газеты, первые кимрские краеведы, именитые гости Кимр (здесь были императоры Николай I, Александр II, великий князь Владимир Александрович), судьбы храмов в их трагедиях и возрождении. Отлично выполненный, сочный срез региональной истории!

Просто захватывает очерк «Кимрские деньги». Оказывается, до революции местный помещик Мамонтов для расчета с рабочими своего винокуренного завода выпускал частные металлические боны, из которых сегодня сохранились единицы. В единственном экземпляре (пока) уцелела жестяная металлическая бона 1920-х годов с надписью «Совхоз Гадово Н.К.С. 50 копеек». Каков артефакт?! А о хождении узколокальных денег на территории Николо-Ямской волости можно судить лишь по газетной заметке 1919 года, поскольку ни одной такой банкноты до сих пор не найдено.

Не все краеведы еще жалуют положительным отношением или хотя бы непредвзятым вниманием советский период истории нашего государства в ХХ веке. А фотография прошлого должна быть не черной и не белой, а цветной. Яркий образец подобного взвешенного подхода — очерк «М.И. Калинин и кимряки». Благодаря трезвому и объективному анализу ряда фактов и документов в нем нарисован портрет государственного человека, который в меру своих сил и возможностей выступал в трудные годы против «войны с религией», притеснений духовенства, а также оказывал помощь «Кимрам, району и лично его землякам». От себя могу добавить, что моя бабушка по отцу Пелагея Ивановна Бойникова не раз встречалась с М.И. Калининым во время его приездов на родину в Верхнюю Троицу. Позже она рассказывала, что ни эту деревню, ни район в целом практически не затронуло «раскулачивание»: «всесоюзный староста» плотно прикрыл своих земляков.

Если традиции и опыт исторического краеведения в Тверской области уже достаточно сильны, то краеведение литературное, к сожалению, пока отстает и по темпам своего развития, и по охвату потенциальных объектов изучения. Книга В.И. и В.В. Коркуновых, где есть несколько очерков подобного рода, вновь наглядно удостоверяет, сколько интересных, завлекательных, неординарных событий дает история литературы и литературной жизни конкретного города или района, стоит только окунуться в эту удивительную область краеведения.

Открывается этот ряд очерком «Священник Лебедев — литератор и первый кимрский краевед». Его автор отмечает, что на тверской земле сложилась традиция — «известно немало имен священнослужителей, оставивших бесценное литературное наследие, значительная часть которого имеет историко-краеведческое направление…» Из их числа был и Николай Гаврилович Лебедев (1819—1890), протоиерей кимрского Покровского собора. В небольшой работе «Быт крестьян Тверской губернии Тверского уезда» (СПб., 1853) он обобщил собственные наблюдения за жизнью людей в деревнях на границе Тверского и Корчевского уездов. С этнографической точки зрения книжка эта уникальна. Как, впрочем, и второе произведение Лебедева — «Статистико-этнографическое описание села Кимры», помещенное в «Памятной книжке Тверской губернии на 1865 год».

Гвоздем книги стал очерк о литературной группе «Вдохновение», которая возникла в 1926 году при редакции районной (уездной) газеты сначала как кружок. Среди его первых членов были Константин Замков, Макар Рыбаков и Евгений Пешехонов.

Отдельная примечательная страница предвоенной литературной жизни Кимр — поэзия Сергея Петрова (1914 — 1941). Его стихи в 1939 — 1941 годах появлялись в армейской прессе («Красноармейская правда», «За нашу советскую Родину»). Поэту прочили большое литературное будущее, но в начале войны он погиб на фронте. Однако имя и творчество С. Петрова не забыты: в 2007 году по инициативе литгруппы был организован литературный конкурс его имени, сразу привлекший более двадцати авторов из России и Белоруссии.

В августе 2003 года в Кимрах была создана молодежная литературная группа «Зеркало». Она приняла в свои ряды молодые дарования как из Тверской, так и из других областей России. Параллельно продолжает сейчас работать и группа «Вдохновение», читательское представление о которой углубляет обстоятельный очерк «Сияют небеса над сонною землей…». Он посвящен жизни и творчеству поэтессы Нинель Бархатовой. Разбор ее стихотворений достаточно полный и разносторонний, но с заметным креном в сторону содержания, хотя можно было поговорить и об индивидуальности стиля Н.Бархатовой.

Стихи и проза кимрских авторов время от времени появляются в столичных и областных альманахах, журналах, газетах. Но, на мой взгляд, Владимиру Коркунову-младшему даже из самой искренней любви к местной литературе, в гуще которой он вращается, все-таки не стоило так уж открыто отдаваться на волю заранее предопределенной комплиментарности при характеристике творчества поэтов-кимряков. Они в большинстве своем еще далеко отстоят от высот писательского мастерства, несмотря на каблуковские и иные «лауреатства» (утверждаю это после знакомства с их стихотворными сборниками).

Конечно, не все очерки выделяются насыщенностью и новизной. Материал о затопленном городе Корчеве построен на уже введенной в оборот историко-культурной информации. Здесь же конспективно сказано о связях с Корчевским уездом нескольких выдающихся лиц (Г.Г. Гагарин, И.С. Соколов-Микитов, Я.З. Шведов, П.М. Голубицкий и др.), хотя каждый из них способен стать героем отдельного очерка. Возможно, это дело будущего. Пожелаю автору «Корчевы» быть точнее в принципиально значимых формулировках: С.Д. Дрожжин всегда был русским крестьянским, а не советским поэтом.

Большой плюс книги — справочный аппарат в конце каждого очерка и список литературы. А вот фотографии хороши только количеством; качество их в значительной степени не идеальное.

Несмотря на эти недочеты, новая книга кимрских краеведов состоялась. Прежде всего как важная ступень к созданию целостного научно—популярного труда по истории края. И кроме того, ее авторы показали начинающим краеведам, на что следует ориентироваться в воссоздании местной истории и каким инструментарием необходимо при этом пользоваться.

И пусть будут у обоих Коркуновых другие открытия и публикации — не только тверские. Во втором номере журнала «Знамя» за текущий год в рубрике «Свидетельство» с предисловием Беллы Ахмадулиной напечатана небольшая статья В. Коркунова-младшего «Пароходик с петухами», уточняющая отдельные моменты пребывания поэта О.Э. Мандельштама в Кимрах в 1937 году.

Далеко не в каждом районном центре нашей области есть такие созидатели краеведения, труженики и знатоки местной истории, как отец и сын Коркуновы. Городу Кимрам в этом отношении крупно повезло.

Караван+Я

03.04.2009