Талдомский историко-литературный музей – один из старейших в Подмосковье – на сегодняшний день хранит свыше 17 тысяч различных экспонатов. Прекрасные образцы декоративно-прикладного искусства, великолепные предметы из фарфора XIX-XXI веков, старинная мебель, изготовленная европейскими и отечественными мастерами, уникальная коллекция обуви, фолианты книжного собрания и всевозможные бытовые мелочи из прошлого – все эти сокровища открываются перед посетителями экспозиций и выставок.
Талдом. Музей местного края. Фото 1930-х гг.
История музея в Талдоме богата интересными событиями и замечательными людьми. Открытие его стало возможным благодаря подвижничеству местной интеллигенции. А началось все с того момента, когда в сентябре 1918 года талдомские учителя приняли решение объединиться в «Кружок работников активного метода». Его члены обсуждали насущные на тот момент вопросы производственного характера, связанные с лозунгами трудовой школы. Именно тогда возникла задумка организации музея местного края из соображений необходимости краеведческой работы в учебных заведениях. Хотя идея изучения Талдомского края зародилась еще в 1917 году, когда учащиеся 5 класса во главе с учительницей Евгенией Викентьевной Сосенковой из экскурсии по Высочковскому лесу принесли образцы разнообразного мха с почвой, по сути, ставшие первыми экспонатами.
Е.В. Сосенкова со своими учениками, 1918 год
Евгения Викентьевна Сосенкова писала в воспоминаниях о том времени: «Мы строили обучение на активном методе преподавания: вели наблюдения за погодой, проводили экскурсии на природу, в мастерские, на Вербилковский фарфоровый и Запрудненский стеклянный заводы, в соседний город Дмитров, где был краеведческий музей. Все наблюдения на экскурсиях мы обрабатывали: описывали, оформляли собранные коллекции, зарисовывали то, что нельзя было принести в школу. Так мы заложили фундамент школьной выставки по местному краю». Ее открытие состоялось в конце 1918 учебного года в здании РОНО, бывшем особняке купца Дмитрия Ивановича Волкова на Московской улице (ныне – Салтыкова-Щедрина).
Другая учительница, Наталья Сергеевна Садовникова, оставила описание: «Здесь было и наше крестьянство с его сеялками, плугом, серпом, цепами и бороной. Очень много и полно было материалов башмачного промысла и обязательная липка с небольшим верстаком с наполнением всех инструментов: шило, нитки, гвозди разные и колодки. Здесь же была готовая красивая дамская и детская обувь и наличие материала, кожи, из которых они изготавливались. Выставка наглядно показала и труд скорняков. Здесь были, казалось, бросовая мелочь мехов, а рядом лежали великолепные воротники, шапки, муфты, меха для пальто. Очень полноценно выставка показала и изделия Вербилковского фарфорового завода. Здесь были представлены образцы, изготовленные с основания работы завода Гарднера. Изделия поражали своим изяществом и тонкостью как сервизы чайные, так и столовые. Очень тонкая, точная работа разных фигур и статуэток, абажуры и другие украшения. Также широко были показаны все изделия современного тогда производства завода, которые также поражали и радовали красотой отделки. Особенно полно каждой школой были собраны и оформлены коллекции наших деревьев, кустарников, цветов. Были коллекции полезных насекомых и вредителей».
Это собрание, вызвавшее большой интерес у талдомчан, в 1919 году показали в уездном городе Калязине на учительском съезде, где оно получило высокую оценку. Работа экспозиции на базе школы, организованной учащимися под руководством Е.В. Сосенковой, и дала толчок к созданию музея.
Правление Профсоюза работников просвещения и социалистической культуры. Председатель Е.В. Сосенкова (стоит), секретарь Н.С. Садовникова (справа) и казначей Е.К. Киселева (слева). Фото 1920-х гг.
Летом 1919 года в бывшем министерском училище при стечении местной интеллигенции Евгения Викентьевна прочитала доклад об организации музея местного края в Талдоме. Эта идея встретила живую поддержку во всех кругах общества. Различные учреждения всячески старались помогать в благом деле, выделяя денежные суммы, витрины и материалы, а актив в лице охотников снабжал коллекцию чучелами животных и птиц. Во многом благодаря тому, что «Кружок работников активного метода» пользовался авторитетом в Ленинском (Талдомском) исполнительном комитете, школьную инициативу поддержали уездные руководители, и выделили второй этаж бывшего дома купца Д.И. Волкова.
В День Интернационала, 1 мая 1920 года, состоялось торжественное открытие «Музея природы и жизни местного края». Обслуживался он на общественных началах силами членов правления Профсоюза работников просвещения и социалистической культуры, организованном Б.А. Двинским. Борис Александрович с 1917 года служил учителем в Талдомской гимназии, впоследствии стал видным государственным деятелем, а в 1944 – 1950 годах занимал пост министра заготовок СССР.
Несмотря на то, что принимали посетителей только по воскресеньям, музей стал весьма популярен и играл большую роль не только в жизни школьников, но и всех жителей города и окрестных деревень. Вот что пишет об этом Евгения Сосенкова: «Книга посещаемости не сохранилась, но о том, что она достаточно велика, свидетельствует тот факт, что когда один из профсоюзов хотел занять помещение музея, его удалось отстоять, приведя цифры посещаемости».
Первые полтора года его существования – период расцвета и становления. Постепенно расширялись отделы и пополнялись коллекции, установилась тесная связь с Дмитровским музеем, и его сотрудники оказывали помощь талдомским краеведам, а местные школьники ставили спектакли, отдавая собранные средства в помощь молодому учреждению. Но с конца 1921 года, когда Ленинск (Талдом) перешел на положение уездного центра, стала остро ощущаться нужда в помещениях. Экспозиции перевезли на городскую окраину, затем вновь в центр, но в заброшенное и неприспособленное здание валяльной мастерской. Союз охотников добился, чтобы музей перешел в их ведение. В то сложное время расхитили почти все, что представляло ценность: кожу, обувь, сукно. Большинство экспонатов было уничтожено, а музей погиб почти бесследно.
Вновь свою работу музей возобновил в январе 1923 года. Тогда он включал в себя два отдела. Один – природы – состоял из побитых молью чучел животных и птиц, а второй – санитарного просвещения – в основном из плакатов, таблиц и муляжей. Экспозиции разместились всего в двух комнатах – в столовой и спальне бывшего дома купца Алексея Доримедонтовича Машатина (ныне – администрация). В мае 1924 года по почину писателя М.М. Пришвина, проживавшего здесь в тот период, было организовано Ленинское (Талдомское) общество краеведения. Он же стоял у истоков издания журнала «Башмачная страна».
Но положение оставалось крайне сложным, главным образом, из-за материальных условий – денег не хватало даже на зарплату заведующему, из-за чего уровень работы падал все ниже и ниже. Евгения Сосенкова вспоминала: «Все помещение засаривается окурками и подсолнечной кожурой, в нем поселяется живой медвежонок, который свободно передвигается по музею и экспонатам, отчего те погибают. Народ толпой ходит смотреть этого медвежонка, с базара забегают мальчишки-продавцы ириса и предлагают свой товар. На полу, покрытом коркой грязи, стоит ведро сырой воды, к нему привязана кружка, из которой посетители пьют воду».
А один из организаторов общества краеведения Н.О. Павлов не без обиды писал: «М.М. Пришвин весь собранный им материал, а также чужой труд других работников общества увез с собой и ничего не оставил обществу». Несомненно, М.М. Пришвин, видя сложившуюся ситуацию, решил спасти все документы и наработки. Стоит отметить, что исключительно благодаря писателю сохранились ценные автобиографические записки талдомского купца Д.И. Волкова, и их он использовал при работе над романом «Осударева дорога».
На плачевное состояние обратил внимание уездный исполнительный комитет, принявший в сентябре 1925 года решение о реорганизации работы музея. Тогда удалось наладить связь с Бюро краеведения при Московском Губпросе и возобновить контакты с коллегами из Дмитрова, и они, как более опытные, взяли на себя руководство первыми шагами Ленинского (Талдомского) музея местного края. Большую помощь оказали Союз кооперативов, Торговый комитет, Уездная Октябрьская комиссия, ряд кустарей и неравнодушных людей. Благодаря совместным усилиям смогли систематизировать материал, касающийся природы, вновь организовать отдел кустарных промыслов, начать культурно-историческое изучение уезда, а также открыть краеведческий кружок. Все это благотворно сказалось на дальнейшей работе.
В 1920-1930-е годы краеведы совершили ряд экспедиций по Талдомскому району и собрали богатый исторический материал. Например, лесовод Сильвестр Евстафьевич Лысов начал делать археологические сборы по берегам Волги, благодаря чему удалось выявить древние памятники – Прислонское и Староямское городища. Он же принимал участие и в других подобных мероприятиях, в частности, когда обнаружили интереснейший этнографический район на севере уезда «Чириковщина», населенный крестьянами с особым говором, предков которых помещики привезли из степных губерний. Именно оттуда в коллекцию музея поступило большое количество экспонатов: предметы крестьянского обихода, костюмы, фрагменты шитья и ткачества, а также сделаны зарисовки построек и художественной резьбы.
Позднее организовали раскопки неолитической стоянки у погоста Николо-Перевоз и геоморфологическое обследование заболоченной поймы реки Дубны. Там, по инициативе В.И. Ленина, бывавшего на охоте в районе Заболотского озера, велись мелиоративные работы по осушению заболоченного массива. Тогда же для фондов музея привезли реликтовую водоросль «кладофора». Кроме того, ежегодными стали краеведческие конференции, где не только слушали доклады, но и обсуждали вопросы организационного порядка, отчитывались о проделанной работе и строили новые планы.
Во второй половине 1920-х годов музейная деятельность стала разворачиваться еще шире: перед коллективом встала задача изучить и описать кустарные промыслы района. В результате этой работы удалось отобрать изделия косно-кузнечного, домашне-ткацкого, башмачного и скорняжного ремесел. Начался сбор экспонатов местной промышленности: Запрудненского стекольного завода, Вербилковской фарфоровой и Ленинской (Талдомской) колодочной фабрик. Кроме того, велись фенологические наблюдения, ботаническое изучение леса и составление гербариев для экспозиций. Под руководством известного статистика и географа Вениамина Петровича Семенова-Тян-Шанского в Ленинском (Талдомском) уезде наметили пять различных природных ландшафтов, также комплексно изучавшихся специалистами. В это же время сотрудники музея добились организации метеостанции на базе I Ленинской (Талдомской) школы.
Большое внимание уделялось истории семьи Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина: регулярно выезжали в село Спас-Угол и деревню Ермолино. Там общались со старожилами, записывали их рассказы о прошлом и фотографировали остатки усадеб. Евгения Сосенкова вспоминала: «Салтыковский уголок создавался в музее после того, как в 1926 году в селе Спас-Угол, на родине писателя, наш краевед-активист Лысов С.Е. откопал в свином хлеву на усадьбе Салтыковых кожаный чемодан с семейным архивом родителей, в том числе и 26 подлинных писем писателя из Вятки к матери Ольге Михайловне».
Обменяв у хозяйки на пачку старых газет, эти ценнейшие документы изучили и описали. Тогда же в коллекцию поступили и другие мемориальные предметы: «Зимняя кибитка – крытый возок с роскошные сани с ковровой спинкой были доставлены в музей тем же Лысовым С.Е. из Ермолина Озерской волости, бывшего поместья брата писателя Ильи Евграфовича Салтыкова. Еще раньше оттуда же был получен художественный макет из пробки, сделанный крепостным художником – вид поместья Ермолино».
В дополнение местный столяр-краснодеревщик Ремнев выполнил потрет М.Е. Салтыкова-Щедрина в технике маркетри из разных пород дерева. Все эти экспонаты были представлены на торжественном заседании Государственной академии художественных наук, где присутствовал единственный сын писателя Константин Михайлович Салтыков. После этого, весной 1929 года, он посетил Ленинский (Талдомский) музей и село Спас-Угол.
Экскурсия по залам музея. Фото 1930-х гг.
Благодаря агрономам и сельскохозяйственным специалистам в 1931 году состоялось открытие выставки «Первая колхозная весна». Она потребовала дополнительной площади, на что обратили внимание члены исполнительного комитета. И тогда полностью передали двухэтажный особняк купца Д.И. Волкова, в стенах которого и начиналась история музея. В этом уникальном здании по сей день бережно сохраняются планировка, двери, лепнина, часть кафельных печей, выставляются уникальные экспонаты и идет активная научно-просветительская, концертная и иная деятельность.
В период массового уничтожения церквей в СССР собрание музея пополнилось рядом предметов церковного обихода: иконами, богослужебной утварью и облачениями. После закрытия храма Архангела Михаила в Талдоме, предположительно последовавшего в 1935 году, сотрудники спрятали в подвале музея уникальный фаянсово-эмалевый иконостас, засыпав его слоем песка. В разное время его доставали и фрагментарно представляли на выставках атеистического характера. Однако большая часть деталей была утрачена и украдена. Лишь в конце 1980-х годов полностью достали оставшиеся части, промыли, прочистили и теперь они составляют жемчужину музейной коллекции. Несмотря на то, что сохранилось всего около 250 различных фрагментов иконостаса, выполненного на Тверской фаянсовой фабрике М.С. Кузнецова, они представляют собой уникальное произведение искусства.
Фрагмент экспозиции музея. Фото 1930-х гг.
Евгения Сосенкова писала: «Когда в 30-х годах в Вербилках был ликвидирован молитвенный дом, актив позаботился сохранить иконостас, в котором под ликами святых фигурировали живописные портреты на фарфоре членов семьи Гарднеров, и иконостас в целях антирелигиозной пропаганды был сдан на хранение в музей». Речь идет о фарфоровых плакетках с изображениями апостолов-евангелистов, выполненных художником Павлом Зваевым в 1880 году, по сей день представленных в экспозиции.
Талдомский историко-литературный музей
Такая интенсивная работа, когда музей только зарождался, стала возможной при материальной помощи Общества изучения Московской области и местных партийных работников, оплачивавших командировки археологам, этнографам и другим специалистам из Москвы и Ленинграда. Для обмена опытом в Ленинск (Талдом) приезжали научные сотрудники из Пушкинского дома Академии наук, Государственного исторического музея, из усадеб Архангельское, Останкино и других. А главное – благодаря неутомимому труду первых местных краеведов-активистов. Все это сделало прочный фундамент для дальнейшего развития музея в Талдоме.
Сергей Балашов, заместитель директора по научной работе Талдомского историко-литературного музея
21.04.2025