Московский областной общественный фонд
историко-краеведческих исследований
и гуманитарных инициатив

Недавно в изучении древней дубненской истории произошло очень интересное открытие. Его основным «виновником» стал замечательный специалист по истории Древней Руси, ведущий научный сотрудник Института истории материальной культуры РАН Сергей Васильевич Белецкий. Просматривая древнерусские свинцовые пломбы из коллекции, собранной на месте расположения летописной Дубны Евгением Юрьевичем Крымовым, он обнаружил в их числе одну пломбу с изображением княжеского знака – тамги – Мстислава Великого, сына Владимира Мономаха. Позднее, изучая коллекцию свинцовых пломб, хранящуюся в музее археологии и краеведения города Дубны, нам удалось выявить еще одну пломбу, изображение на которой, вполне вероятно, является тем же самым знаком*.

Чем там важны и интересны эти находки? Во-первых, тамга Мстислава Великого является одним из немногих древнерусских княжеских знаков, который определяется совершенно точно. Она имеет форму двузубца с отогнутыми наружу окончаниями зубцов.

Князь Мстислав Владимирович Великий был известен на Руси своими многими талантами в государственном управлении и военном деле, сочетавшимися с высокими христианскими добродетелями. Русской Православной Церковью он прославлен как святой. При этом Мстислав Великий был последним князем более-менее единой Киевской Руси, после его смерти Русь распалась на отдельные княжества, вражда между которыми постепенно усугублялась и привела в итоге к существенному ослаблению страны и ее военному поражению в ходе монголо-татарского нашествия.

На месте расположения древнерусской Дубны в Ратмино за много лет найдено более 50 древнерусских свинцовых пломб и их заготовок. Эти небольшие кусочки свинца играли важную, однако, до сих пор не вполне понятную роль в документообороте и торговых операциях древности. Судя по всему, ими запечатывали тюки с товарами, подтверждая их неприкосновенность. Вероятно, пломбы использовались в качестве свидетельств таможенной оплаты, знаков производства, удостоверения денежной роли шкурок пушных зверей. Некоторые пломбы, судя по всему, крепились на письменные документы, и выполняли роль небольших вислых печатей.

Мы знаем, что в древнерусской Дубне ставили такие пломбы – найдено довольно много заготовок, подготовленных к использованию. Они выглядят как небольшие приплюснутые шарики или имеют неправильную форму, их отличительная особенность – заранее изготовленное отверстие, через которое пропускались нити шнура, привешенного к документу, либо завязки на мешках или тюках. Этот свинцовый шарик расплющивали специальным инструментов, имеющим форму щипцов, на рабочих поверхностях которого были вырезаны изображения, характеризовавшие орган власти, применявший данную пломбу.

Многие пломбы, найденные в древней Дубне, имеют привозной характер – они поступили сюда с товарами, прибывшими из разных русских земель и княжеств. Изображение княжеской тамги на пломбе свидетельствует о том, что она была поставлена органом власти, находившемся в административном подчинении у данного князя.

Дубненские пломбы с тамгой Мстислава Великого были изготовлены не позднее года смерти этого князя, который стал одновременно и годом окончательного распада единой Руси – т.е. 1132-го года. Они являются надежным свидетельством того, что активная торговая и административная деятельность осуществлялась на Дубенском устье уже в первой трети XII века.

Таким образом, именно на базе уже существовавшего здесь древнего поселения, сразу же после смерти Мстислава Великого и начала развития конфликта между Ростово-Суздальским княжеством и Новгородской землей, Юрий Долгорукий и основывает крепость, которая остановила движение новгородского войска в 1134 году (упоминание об этом событии сохранили летописи).

Так два небольших кусочка свинца, оставленные в наших краях более восьмисот лет назад, становятся уникальными свидетелями древней истории. Изучение свинцовых пломб из дубненских коллекций продолжается, сейчас готовится их научная публикация – возможно, нас ждут еще самые удивительные открытия в этой области.

Федор Петров, Лариса Пантелеева

* Активную помощь этой работе оказал автор находки как этих, так и большинства других дубненских пломб, создатель городского музея археологии и краеведения Е.Ю. Крымов.

04.02.2012