Московский областной общественный фонд
историко-краеведческих исследований
и гуманитарных инициатив

На фотографиях старых Кимр (Тверская область), запечатлевших перспективу Ильинской улицы, есть строения, которые до наших дней не сохранились. На их месте стоит современное здание, памятное сегодняшним, убеленным сединами жителям города как универмаг «Лён».

Мощного когда-то Кимрского районного потребительского общества, которое в советское время занимало под магазин это здание, уже почти не видно на фоне рыночной экономики. А раньше Кимрское райпо имело развитую сеть магазинов и заготовительных пунктов и входило наряду с другими потребительскими обществами в областной Облпотребсоюз.

В универмаге «Лён» три этажа занимали промтовары, среди которых большой ювелирный отдел, отдел одежды, ткани, заготпункт. В то время райпо успешно конкурировало с госторговлей, и у кимряков, живших в СССР, был выбор между двумя этими структурами, которые по-современному можно назвать всесоюзными торговыми сетями.

Здание сохранило свой торговый профиль, и сейчас каких только коммерческих точек в нем нет. В прежние же времена стоял здесь двухэтажный деревянный дом, принадлежавший наследникам именитой кимрской фамилии Мошкиных.

Фамилия эта была чрезвычайно распространенной в Кимрах, впервые мы с ней встречаемся в Переписной книге 1710 года. Упоминаются Мошкины и в купчей на продажу в казну вотчины графини Самойловой. Иван и Афанасий Мошкины внесли 4 тысячи рублей, недостающих для открытия сельского общественного банка, и тем самым увековечили себя в названии банка: «Кимрский сельский общественный и братьев Мошкиных банк», который был открыт в 1871 году опять же в доме Мошкиных на пересечении Большой и Лобачевской улиц (ныне улицы Володарского и Ленина).

Александр Степанович Мошкин был одним из крупных кимрских торговцев 1800-1825 годов, которые вели успешную торговлю хлебом в Петербурге. Современники отмечали в нем большой ум, деликатное обращение и большое усердие к церкви. Так, после открытия Вознесенского храма, что в зареченской части села, он выделил значительные средства для расширения трапезной. А вся перестройка со стенной росписью обошлась ему в 9057 рублей. В 1836 году он перестроил на свои средства и колокольню. Завещал заботу о церкви и своим наследникам. И дочери устроили в храме в 1841 году трехъярусный иконостас стоимостью 3943 рубля. Жена его, Настасья Михайловна, пожертвовала 1000 рублей и каменный дом для помещения богадельни.

Согласитесь, каждое строение, каждая фамилия оборачиваются любопытными подробностями кимрской истории, уклада кимрской жизни. И как была права кимрская поэтесса Ольга Арефьева-Ситнова (1933-2004), когда заметила: «Суметь бы сохранить домов забытый вид,/ Они как будто книг забытых автор». Ну а что же хозяева дома, о котором речь? Здесь они, по воспоминаниям, содержали постоялый двор. А первый этаж сдавали Федорову для пивной лавки.

Рядом стояло еще одно одноэтажное строение. Владелицей его была А.И. Потапенко. Сама она в нем не жила. А располагалась здесь одно время парикмахерская Бессонова.

К хлебным торговцам конца XVIII – начала XIX века, заработавшим большие капиталы во времена охватившего всю страну «хлебного бума», восходит и имя владельца следующего каменного особняка – Василия Дмитриевича Собцова. К концу XIX века это был богатейший в Кимрах предприниматель, скупщик разной обуви, имевший свои магазины в Нижнем Новгороде, Харькове, Санкт-Петербурге и других городах.

Рубеж веков в Кимрах ознаменован, если помните, строительством большого числа особняков. Очень много их возводилось на этой улице. Еще в последней трети XIX века в селе насчитывалось 750 домов, в том числе каменных – 28. И вот их уже 100. В архитектуре – элементы и эклектики, и псевдо-русского стиля, и модного стиля модерн.

Вот такой двухэтажный особняк строит на Ильинской в 1895 году и Василий Дмитриевич Собцов. Большая арка дает уже снаружи ощущение глубины внутреннего пространства. Помещения второго этажа дома отличались большим богатством отделки – лепнина, красивые панно и росписи украшали потолки, стены. Мебель была дорогой, в стиле модерн. Кое-что из нее сохранилось и сегодня размещено в экспозиции музея. Открывались эти комнаты только по большим праздникам или для приема знатных гостей, как, например, губернатора.

В доме были большие подвалы для хранения товаров. Нижний этаж арендовал для своих магазинов все тот же Константин Михайлович Русин, а также А.А. Постов, А.Ф. Шереметьев и другие в разное время. Особняк Василия Дмитриевича Собцова был одной из престижных торговых точек села Кимры в начале XX века. Крупные вывески сообщали имена владельцев магазинов и предмет торговли. Предлагались же кимрякам и заезжим гостям самые разнообразные товары, и в широком ассортименте. Причем на полках одного магазина мирно уживались и продукты, и промышленные изделия, парфюмерия и т.д.

Галина КРЮКОВА, статья из серии «Диалог прошлого с настоящим», газета «Кимры Сегодня», 2007 г.

01.12.2018