В 2020 году — юбилей атомной отрасли. Ее становление дало мощный толчок развитию отечественной науки и техники, промышленного производства, обеспечило ядерный паритет, укрепило обороноспособность государства. В проекте “История Росатома” – рассказ о немецком физике-экспериментаторе, одном из пионеров в области ядерных исследований, участнике немецкого и советского атомных проектов Гейнце Позе.
Гейнц Позе родился 10 апреля 1905 года в Кенигсберге. Его отец занимался торговлей, мать работала учительницей. Мальчик рос любознательным, быстро научился читать и вскоре родители не могли за уши оттащить сына от книг. Когда Рудольф в 1914 году начал учёбу в престижной реальной Кнайпхофской гимназии, его увлекли естественные науки. Но самое большое впечатление на подростка произвела физика. В те годы эта наука была на подъёме — учёные достигли впечатляющих успехов в раскрытии тайн строения материи, и он твёрдо решил стать физиком. После окончания гимназии в 1923 году Г. Позе поступил в Кёнигсбергский университет. С того времени он начал заниматься ядерной физикой. Учился физике, математике и химии в университетах Кенигсберга, Мюнхена, Геттингена и, наконец, начиная с 1926 года, в Галле, где под научным руководством Густава Герца в 1928 году им была подготовлена и успешно защищена диссертация на тему «Диффузия медленных электронов в инертных газах».
В 1928-1934 гг. Гейнц Позе работает ассистентом профессора физики Герхарда Хоффмана в Физическом институте университета Галле. Здесь он занимается пионерскими исследованиями в области ядерных реакций, изучая ядерные превращения алюминия при облучении альфа-частицами. Им было впервые показано наличие дискретных энергетических уровней в ядрах, а также описан эффект резонансной трансформации в ядерных процессах.
В ноябре 1933 года Г. Позе вступает в штурмовые отряды (СА), а 1 мая 1937 его принимают в члены НСДАП.
В 1934 году Г. Позе получает контракт на преподавание атомной физики, продолжает работы по ядерным реакциям на «лёгких» ядрах, а в 1939 году становится адъюнкт-профессором в Галле. Под его руководством создался творческий коллектив докторантов и молодых физиков. Среди них были K. Дибнер, Ф. Гейденрейх, E. Франк, Г. Стегманн, A. Кениг и другие, которые в дальнейшем своими работами внесли значительный вклад в исследования превращений атомных ядер.
С началом Второй мировой войны жизнь Гейнца Позе резко изменилась. После нескольких месяцев военной службы он был откомандирован на службу в Военное ведомство вооружения. Сначала он работал в Институте физики им. Кайзера Вильгельма в Берлин-Далеме, который уже в октябре 1939 года фактически был ориентирован Главным командованием вермахта на военные разработки. Под управлением административного директора К. Дибнера Институт стал центром секретной программы по ядерной энергии в руках Военного ведомства вооружения. Наряду с работами по военной программе Гейнц Позе продолжал исследования по ядерным превращениям. Уже в 1940 году совместно с В. Маурером ему удалось обнаружить спонтанную эмиссию нейтронов естественным ураном, которую можно было интерпретировать как результат спонтанного деления ядер, открытое в том же году в СССР К.А. Петржаком и Г.Н. Флеровым.
В 1941-1942 гг. Г. Позе вместе с Е. Рексером впервые производили опыты на субкритичных «урановых машинах» с негомогенным, сотовым расположением окиси урана в тяжелой воде. 23 июня 1942 года в Лейпциге взорвался опытный ядерный реактор, созданный В. Гейзенбергом и Р. Депелем. «Урановая машина» состояла из двух алюминиевых полусфер, с помещёнными внутри ураном в виде порошка и тяжёлой водой. Рудольф Позе стал свидетелем, как температура реактора неожиданно стала стремительно повышаться. Учёные едва успели выскочить из помещения, как реактор разнесло в клочья. К счастью, взрыв был не ядерный, а тепловой. Лаборатория оказалась разрушенной, почти все запасы урана и тяжёлой воды испорчены.
После 1942 года Гейнц Позе был командирован в Институт Г. Гоффманна Лейпцигского университета для участия в проекте по созданию циклотрона. Здесь он работал до конца войны.
В 1943 году за работы над проблемой урана Г. Позе награжден Управлением вооружения армии военным крестом «За заслуги» 2 класса.
Осенью 1945 года Г. Позе получил приглашение продолжать свои работы в Советском Союзе. Он принял это предложение и в феврале 1946 года приехал в поселок в 105 км от Москвы, вблизи станции Обнинское, в малонаселенной лесистой местности на берегу Протвы (г. Обнинск с 1956 года.). Здесь под его научным руководством стал создаваться коллектив немецких ученых, инженеров и техников, получивший название Лаборатория «В». Организационно лаборатория входила в Управление специальных институтов в составе 9-го управления ГУЛГМП НКВД. Под Лабораторию «В» была предоставлена школа-интернат им. С.Т. Шацкого «Бодрая жизнь» — бывший Испанский детский дом.
5 марта 1946 года профессор Позе выехал в командировку в Германию, где участвовал в поиске и подборе специалистов, оборудования и расходных материалов для создаваемого научно-исследовательского центра по ядерным вопросам.
Вернувшись в Москву 17 августа, профессор Позе 20 августа 1946 года перевез свою семью на объект «В». В конце августа и в сентябре 1946 году на объект была доставлена первая группа немецких ученых и специалистов, подобранных лично Х. Позе во время своей командировки. Сюда прибыло более 30 немецких специалистов вместе со своими семьями. Среди них были не только крупные ученые и инженеры, но и опытные лаборанты, техники и мастера, в основном механики и стеклодувы. Вскоре на станцию Обнинское стали приходить эшелоны с имуществом этих переселенцев, материалами и оборудованием для работы объекта. Сюда было вывезено необходимое оборудование различного типа с заводов АЕГ, фирмы Шотт Йена и фирмы Мансфельд, находящихся советской оккупационной зоне.
Позднее состав немецких специалистов пополнялся за счет военнопленных, освобожденных из лагерей, и через год в институте числилось около 40 немецких сотрудников. Хайнц Позе являлся на первых порах научным руководителем Лаборатории «В», при этом на правительственном уровне организацией научной работы на объекте руководил А.И. Лейпунский.
Перед Лабораторией «В» ставились задачи разработки реактора на низкообогащенном уране, а также проведение экспериментальных работ по программе Лаборатории № 2. С этой целью было сформировано 8 лабораторий, в том числе лаборатория по ядерным процессам под непосредственным руководством Хайнца Позе.
Так, документами предписывалось: «…6. Возложить на Лабораторию «В»:
а) разработку для энергетической установки, в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 16 мая с.г., конструкции высокотемпературного кристаллизатора на увлажненном олове с окисью алюминия в качестве тормозного устройства и расплавленным металлом или неоном в качестве охладителя. (Основные исполнители: проф. Лейпунский, проф. Позе, инж. Шолкович, доктор Чулиус);».
Очевидцы описывают Лабораторию «В» как закрытую зону с рядами колючей проволоки и вышками по периметру. В центре стояло большое здание, в котором, собственно, и располагалась лаборатория. Место живописное, но довольно глухое: поблизости располагались лишь несколько небольших деревень и поселок.
Немецким специалистам, работавшим в Лаборатории «В», старались создать более или менее приличные бытовые условия. Построили несколько кирпичных домов, в которые их переселили, причем в отдельные квартиры, тогда как советские коллеги, как правило, жили в коммуналках. Сам Г. Позе занимал семикомнатную квартиру (у него было пятеро детей). Для детей немецких ученых специально пригласили двух учительниц из поволжских немцев. Те преподавали разные предметы, в том числе русский язык. Была библиотека. Книги покупали в Москве и через букинистические магазины в Германии, причем не только специальные, но и беллетристику: Гете, Шиллера, Томаса Манна… Позже эта библиотека станет основой сразу двух первых библиотек Физико-энергетического института в Обнинске.
Созданная с участием немецких специалистов под руководством Гейнца Позе Лаборатория «В» за короткое время стала центром комплексных экспериментальных и теоретических исследований различных ядерных процессов и центром проверки ядерных данных международного уровня, оснащенной целым рядом ускорительных установок и измерительной техникой. Советские специалисты, работая в тесном контакте с немецкими учеными, с признанием и уважением относились к их работе, и с особенно большим уважением — к «Гейнцу Рудольфовичу», как в лаборатории называли Гейнца Позе. Его рабочее кресло в качестве реликвии долгое время наследовал каждый последующий руководитель отдела.
Немцы делились своим богатым опытом организации ядерно-физических исследований, составляли методики проведения экспериментов, изготавливали в мастерских лабораторное оборудование. Стиль их работы резко отличался от принятого в СССР: в большинстве своем они предпочитали трудиться размеренно и неторопливо, с типично немецкой аккуратностью и педантичностью, начиная и оканчивая рабочий день строго «по нулям».
После успешного испытания первой советской атомной бомбы в 1949 году всех немецких специалистов стали постепенно отстранять от секретных исследований и переводить на «карантин». В 1952 году немецких специалистов, работавших в Лаборатории «В», перевели в Сухуми, в Институты «А» и «Г», также созданных под немецких ученых.
В 1955-56 гг. немецкие специалисты и ученые, работавшие в СССР, получили возможность уехать на Родину. Гейнц Позе, единственный из немецких ученых, участвовавших в Советском атомном проекте, выразил желание поработать еще некоторое время в одном из хорошо оснащенных современными научными приборами открытых научно-исследовательских институтов Советского Союза. Работа с советскими коллегами ему нравилась, и он ясно себе представлял, что база для научных исследований в области ядерной физики в ГДР только-только создается. После рассмотрения нескольких предложений, он принял приглашение директора Института ядерных проблем АН СССР (ИЯП АН) профессора М.Г. Мещерякова, который предложил ему работу в области физики элементарных частиц на пучках 600 Мэв синхроциклотрона. С 1955 по 1959 гг. Г. Позе работал в Объединенном институте ядерных исследований в Дубне, где руководил научным сектором в Лаборатории ядерных проблем. С 1957 года он также состоял членом Ученого совета института.
Начиная с 1957 года, параллельно с работой в ОИЯИ, Гейнц Позе читал специальный курс лекций по ядерной физике в Техническом университете Дрездена. В 1959 году он окончательно вернулся в Германию и был назначен директором Института общей ядерной техники и заведующим кафедрой нейтронной физики в Техническом университете. Одновременно он был избран деканом основанного в 1957 году факультета ядерной техники. После закрытия факультета в 1962 году, в связи с общей реформой системы высшего образования в ГДР, Г. Позе принял руководство вновь образованным Институтом экспериментальной ядерной физики (с 1968 года — Научное отделение ядерной физики) и одноименной кафедры.
Наряду с научными исследованиями Гейнц Позе в эти годы интенсивно занимался обучением студентов и докторантов. Под его руководством было выполнено более 100 дипломных и 15 докторских работ, издан учебник по ядерной физике «Введение в физику атомного ядра».
По возвращению в ГДР Г. Позе неоднократно положительно отзывался о русских людях, с которыми ему приходилось работать, об их коллективизме, о том внимании, которое ему было уделено со стороны И.В. Курчатова, научного руководителя советской атомной программы, и других ведущих специалистов.
Профессор Г. Позе награжден орденом ГДР «За заслуги перед Отечеством».
Гейнц Позе скончался 13 ноября 1975 года. Похоронен на кладбище в Дрездене.
ЛИТЕРАТУРА
Кузнецов В. Н. Немцы в советском атомном проекте/ Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т истории и археологии ; [отв. ред. А. В. Сперанский]. — Екатеринбург: Банк культурной информации, 2014. — 271, [1] с.
Проект “История Росатома” – http://www.biblioatom.ru
22.01.2020