Московский областной общественный фонд
историко-краеведческих исследований
и гуманитарных инициатив

В 2020 году — юбилей атомной отрасли. Ее станов­ление дало мощный толчок разви­тию оте­чес­твен­ной науки и техники, про­мыш­ленного про­из­вод­ства, обес­пе­чило яде­рный паритет, укре­пило обо­роно­спо­соб­ность госу­дарства. В проекте “История Росатома” – рассказ о немец­ком физике-экс­пе­ри­мен­та­торе, одном из пио­не­ров в обла­сти ядер­ных иссле­до­ва­ний, участ­нике немец­кого и совет­ского атом­ных про­ек­тов Гейнце Позе.

Гейнц Позе родился 10 апреля 1905 года в Кенигсберге. Его отец зани­мался тор­гов­лей, мать рабо­тала учи­тель­ни­цей. Маль­чик рос любо­зна­тель­ным, быстро научился читать и вскоре роди­тели не могли за уши отта­щить сына от книг. Когда Рудольф в 1914 году начал учёбу в пре­стиж­ной реаль­ной Кнай­п­хоф­ской гим­на­зии, его увлекли есте­ствен­ные науки. Но самое боль­шое впе­чат­ле­ние на под­ростка про­из­вела физика. В те годы эта наука была на подъ­ёме — учё­ные достигли впе­чат­ля­ю­щих успе­хов в рас­кры­тии тайн стро­е­ния мате­рии, и он твёрдо решил стать физи­ком. После окон­ча­ния гим­на­зии в 1923 году Г. Позе посту­пил в Кёнигсберг­ский уни­вер­си­тет. С того вре­мени он начал зани­маться ядер­ной физи­кой. Учился физике, мате­ма­тике и химии в уни­вер­си­те­тах Кенигсберга, Мюн­хена, Гет­тин­гена и, нако­нец, начи­ная с 1926 года, в Галле, где под науч­ным руко­вод­ством Густава Герца в 1928 году им была под­го­тов­лена и успешно защи­щена дис­сер­та­ция на тему «Диф­фу­зия мед­лен­ных элек­тро­нов в инерт­ных газах».

В 1928-1934 гг. Гейнц Позе рабо­тает асси­стен­том про­фес­сора физики Гер­харда Хофф­мана в Физи­че­ском инсти­туте уни­вер­си­тета Галле. Здесь он зани­ма­ется пио­нер­скими иссле­до­ва­ни­ями в обла­сти ядер­ных реак­ций, изу­чая ядер­ные пре­вра­ще­ния алю­ми­ния при облу­че­нии альфа-части­цами. Им было впер­вые пока­зано нали­чие дис­крет­ных энер­ге­ти­че­ских уров­ней в ядрах, а также опи­сан эффект резо­нанс­ной транс­фор­ма­ции в ядер­ных про­цес­сах.

В ноябре 1933 года Г. Позе всту­пает в штур­мо­вые отряды (СА), а 1 мая 1937 его при­ни­мают в члены НСДАП.

В 1934 году Г. Позе полу­чает кон­тракт на пре­по­да­ва­ние атом­ной физики, про­дол­жает работы по ядер­ным реак­циям на «лёг­ких» ядрах, а в 1939 году ста­но­вится адъ­юнкт-про­фес­со­ром в Галле. Под его руко­вод­ством создался твор­че­ский кол­лек­тив док­то­ран­тов и моло­дых физи­ков. Среди них были K. Диб­нер, Ф. Гей­ден­рейх, E. Франк, Г. Стег­манн, A. Кениг и дру­гие, кото­рые в даль­ней­шем сво­ими рабо­тами внесли зна­чи­тель­ный вклад в иссле­до­ва­ния пре­вра­ще­ний атом­ных ядер.

С нача­лом Вто­рой миро­вой войны жизнь Гейнца Позе резко изме­ни­лась. После несколь­ких меся­цев воен­ной службы он был отко­ман­ди­ро­ван на службу в Воен­ное ведом­ство воору­же­ния. Сна­чала он рабо­тал в Инсти­туте физики им. Кай­зера Виль­гельма в Бер­лин-Далеме, кото­рый уже в октябре 1939 года фак­ти­че­ски был ори­ен­ти­ро­ван Глав­ным коман­до­ва­нием вер­махта на воен­ные раз­ра­ботки. Под управ­ле­нием адми­ни­стра­тив­ного дирек­тора К. Диб­нера Инсти­тут стал цен­тром сек­рет­ной про­граммы по ядер­ной энер­гии в руках Воен­ного ведом­ства воору­же­ния. Наряду с рабо­тами по воен­ной программе Гейнц Позе про­дол­жал иссле­до­ва­ния по ядер­ным пре­вра­ще­ниям. Уже в 1940 году совместно с В. Мау­ре­ром ему уда­лось обна­ру­жить спон­тан­ную эмис­сию ней­тро­нов есте­ствен­ным ура­ном, кото­рую можно было интер­пре­ти­ро­вать как резуль­тат спон­тан­ного деле­ния ядер, откры­тое в том же году в СССР К.А. Пет­р­жа­ком и Г.Н. Фле­ро­вым.

В 1941-1942 гг. Г. Позе вме­сте с Е. Рек­се­ром впер­вые про­из­во­дили опыты на суб­кри­тич­ных «ура­но­вых маши­нах» с него­мо­ген­ным, сото­вым рас­по­ло­же­нием окиси урана в тяже­лой воде. 23 июня 1942 года в Лейп­циге взо­рвался опыт­ный ядер­ный реак­тор, создан­ный В. Гей­зен­бер­гом и Р. Депе­лем. «Ура­но­вая машина» состо­яла из двух алю­ми­ни­е­вых полу­сфер, с поме­щён­ными внутри ура­ном в виде порошка и тяжё­лой водой. Рудольф Позе стал сви­де­те­лем, как тем­пе­ра­тура реак­тора неожи­данно стала стре­ми­тельно повы­шаться. Учё­ные едва успели выско­чить из поме­ще­ния, как реак­тор раз­несло в кло­чья. К сча­стью, взрыв был не ядер­ный, а теп­ло­вой. Лабо­ра­то­рия ока­за­лась раз­ру­шен­ной, почти все запасы урана и тяжё­лой воды испор­чены.

После 1942 года Гейнц Позе был коман­ди­ро­ван в Инсти­тут Г. Гофф­манна Лейп­циг­ского уни­вер­си­тета для уча­стия в про­екте по созда­нию цик­ло­трона. Здесь он рабо­тал до конца войны.

В 1943 году за работы над про­бле­мой урана Г. Позе награж­ден Управ­ле­нием воору­же­ния армии воен­ным кре­стом «За заслуги» 2 класса.

Осе­нью 1945 года Г. Позе полу­чил при­гла­ше­ние про­дол­жать свои работы в Совет­ском Союзе. Он при­нял это пред­ло­же­ние и в фев­рале 1946 года при­е­хал в посе­лок в 105 км от Москвы, вблизи стан­ции Обнин­ское, в мало­на­се­лен­ной леси­стой мест­но­сти на берегу Протвы (г. Обнинск с 1956 года.). Здесь под его науч­ным руко­вод­ством стал созда­ваться кол­лек­тив немец­ких уче­ных, инже­не­ров и тех­ни­ков, полу­чив­ший назва­ние Лабо­ра­то­рия «В». Орга­ни­за­ци­онно лабо­ра­то­рия вхо­дила в Управ­ле­ние спе­ци­аль­ных инсти­ту­тов в составе 9-го управ­ле­ния ГУЛГМП НКВД. Под Лабо­ра­то­рию «В» была предо­став­лена школа-интер­нат им. С.Т. Шац­кого «Бод­рая жизнь» — быв­ший Испан­ский дет­ский дом.

5 марта 1946 года про­фес­сор Позе выехал в коман­ди­ровку в Гер­ма­нию, где участ­во­вал в поиске и под­боре спе­ци­а­ли­стов, обо­ру­до­ва­ния и рас­ход­ных мате­ри­а­лов для созда­ва­е­мого научно-иссле­до­ва­тель­ского цен­тра по ядер­ным вопро­сам.

Вер­нув­шись в Москву 17 авгу­ста, про­фес­сор Позе 20 авгу­ста 1946 года пере­вез свою семью на объ­ект «В». В конце авгу­ста и в сен­тябре 1946 году на объ­ект была достав­лена пер­вая группа немец­ких уче­ных и спе­ци­а­ли­стов, подо­бран­ных лично Х. Позе во время своей коман­ди­ровки. Сюда при­было более 30 немец­ких спе­ци­а­ли­стов вме­сте со сво­ими семьями. Среди них были не только круп­ные уче­ные и инже­неры, но и опыт­ные лабо­ранты, тех­ники и мастера, в основ­ном меха­ники и стек­ло­дувы. Вскоре на стан­цию Обнин­ское стали при­хо­дить эше­лоны с иму­ще­ством этих пере­се­лен­цев, мате­ри­а­лами и обо­ру­до­ва­нием для работы объ­екта. Сюда было выве­зено необ­хо­ди­мое обо­ру­до­ва­ние раз­лич­ного типа с заво­дов АЕГ, фирмы Шотт Йена и фирмы Манс­фельд, нахо­дя­щихся совет­ской окку­па­ци­он­ной зоне. Позд­нее состав немец­ких спе­ци­а­ли­стов попол­нялся за счет воен­но­плен­ных, осво­бож­ден­ных из лаге­рей, и через год в инсти­туте чис­ли­лось около 40 немец­ких сотруд­ни­ков. Хайнц Позе являлся на пер­вых порах науч­ным руко­во­ди­те­лем Лабо­ра­то­рии «В», при этом на пра­ви­тель­ствен­ном уровне орга­ни­за­цией науч­ной работы на объ­екте руко­во­дил А.И. Лей­пун­ский.

Перед Лабо­ра­то­рией «В» ста­ви­лись задачи раз­ра­ботки реак­тора на низ­ко­обо­га­щен­ном уране, а также про­ве­де­ние экс­пе­ри­мен­таль­ных работ по про­грамме Лабо­ра­то­рии № 2. С этой целью было сфор­ми­ро­вано 8 лабо­ра­то­рий, в том числе лабо­ра­то­рия по ядер­ным про­цес­сам под непо­сред­ствен­ным руко­вод­ством Хайнца Позе.

Так, доку­мен­тами пред­пи­сы­ва­лось: «…6. Воз­ло­жить на Лабо­ра­то­рию «В»:

а) раз­ра­ботку для энер­ге­ти­че­ской уста­новки, в соот­вет­ствии с Поста­нов­ле­нием Совета Мини­стров СССР от 16 мая с.г., кон­струк­ции высо­ко­тем­пе­ра­тур­ного кри­стал­ли­за­тора на увлаж­нен­ном олове с оки­сью алю­ми­ния в каче­стве тор­моз­ного устрой­ства и рас­плав­лен­ным метал­лом или нео­ном в каче­стве охла­ди­теля. (Основ­ные испол­ни­тели: проф. Лей­пун­ский, проф. Позе, инж. Шол­ко­вич, док­тор Чулиус);».

Оче­видцы опи­сы­вают Лабо­ра­то­рию «В» как закры­тую зону с рядами колю­чей про­во­локи и выш­ками по пери­метру. В цен­тре сто­яло боль­шое зда­ние, в кото­ром, соб­ственно, и рас­по­ла­га­лась лабо­ра­то­рия. Место живо­пис­ное, но довольно глу­хое: побли­зо­сти рас­по­ла­га­лись лишь несколько неболь­ших дере­вень и посе­лок.

Немец­ким спе­ци­а­ли­стам, рабо­тав­шим в Лабо­ра­то­рии «В», ста­ра­лись создать более или менее при­лич­ные быто­вые усло­вия. Постро­или несколько кир­пич­ных домов, в кото­рые их пере­се­лили, при­чем в отдель­ные квар­тиры, тогда как совет­ские кол­леги, как пра­вило, жили в ком­му­нал­ках. Сам Г. Позе зани­мал семи­ком­нат­ную квар­тиру (у него было пятеро детей). Для детей немец­ких уче­ных спе­ци­ально при­гла­сили двух учи­тель­ниц из поволж­ских нем­цев. Те пре­по­да­вали раз­ные пред­меты, в том числе рус­ский язык. Была биб­лио­тека. Книги поку­пали в Москве и через буки­ни­сти­че­ские мага­зины в Гер­ма­нии, при­чем не только спе­ци­аль­ные, но и бел­ле­три­стику: Гете, Шил­лера, Томаса Манна… Позже эта биб­лио­тека станет осно­вой сразу двух пер­вых биб­лио­тек Физико-энер­ге­ти­че­ского инсти­тута в Обнин­ске.

Создан­ная с уча­стием немец­ких спе­ци­а­ли­стов под руко­вод­ством Гейнца Позе Лабо­ра­то­рия «В» за корот­кое время стала цен­тром ком­плекс­ных экс­пе­ри­мен­таль­ных и тео­ре­ти­че­ских иссле­до­ва­ний раз­лич­ных ядер­ных про­цес­сов и цен­тром про­верки ядер­ных дан­ных меж­ду­на­род­ного уровня, осна­щен­ной целым рядом уско­ри­тель­ных уста­но­вок и изме­ри­тель­ной тех­ни­кой. Совет­ские спе­ци­а­ли­сты, рабо­тая в тес­ном кон­такте с немец­кими уче­ными, с при­зна­нием и ува­же­нием отно­си­лись к их работе, и с осо­бенно боль­шим ува­же­нием — к «Гейнцу Рудоль­фо­вичу», как в лабо­ра­то­рии назы­вали Гейнца Позе. Его рабо­чее кресло в каче­стве релик­вии дол­гое время насле­до­вал каж­дый после­ду­ю­щий руко­во­ди­тель отдела.

Немцы дели­лись своим бога­тым опы­том орга­ни­за­ции ядерно-физи­че­ских иссле­до­ва­ний, состав­ляли мето­дики про­ве­де­ния экс­пе­ри­мен­тов, изго­тав­ли­вали в мастер­ских лабо­ра­тор­ное обо­ру­до­ва­ние. Стиль их работы резко отли­чался от при­ня­того в СССР: в боль­шин­стве своем они пред­по­чи­тали тру­диться раз­ме­ренно и нето­роп­ливо, с типично немец­кой акку­рат­но­стью и педан­тич­но­стью, начи­ная и окан­чи­вая рабо­чий день строго «по нулям».

После успеш­ного испы­та­ния пер­вой совет­ской атом­ной бомбы в 1949 году всех немец­ких спе­ци­а­ли­стов стали посте­пенно отстра­нять от сек­рет­ных иссле­до­ва­ний и пере­во­дить на «каран­тин». В 1952 году немец­ких спе­ци­а­ли­стов, рабо­тав­ших в Лабо­ра­то­рии «В», пере­вели в Сухуми, в Инсти­туты «А» и «Г», также создан­ных под немец­ких уче­ных.

В 1955-56 гг. немец­кие спе­ци­а­ли­сты и уче­ные, рабо­тав­шие в СССР, полу­чили воз­мож­ность уехать на Родину. Гейнц Позе, един­ствен­ный из немец­ких уче­ных, участ­во­вав­ших в Совет­ском атом­ном про­екте, выра­зил жела­ние пора­бо­тать еще неко­то­рое время в одном из хорошо осна­щен­ных совре­мен­ными науч­ными при­бо­рами откры­тых научно-иссле­до­ва­тель­ских инсти­ту­тов Совет­ского Союза. Работа с совет­скими кол­ле­гами ему нра­ви­лась, и он ясно себе пред­став­лял, что база для науч­ных иссле­до­ва­ний в обла­сти ядер­ной физики в ГДР только-только созда­ется. После рас­смот­ре­ния несколь­ких пред­ло­же­ний, он при­нял при­гла­ше­ние дирек­тора Инсти­тута ядер­ных про­блем АН СССР (ИЯП АН) про­фес­сора М.Г. Меще­ря­кова, кото­рый пред­ло­жил ему работу в обла­сти физики эле­мен­тар­ных частиц на пуч­ках 600 Мэв син­хро­цик­ло­трона. С 1955 по 1959 гг. Г. Позе рабо­тал в Объ­еди­нен­ном инсти­туте ядер­ных иссле­до­ва­ний в Дубне, где руко­во­дил науч­ным сек­то­ром в Лабо­ра­то­рии ядер­ных про­блем. С 1957 года он также состоял чле­ном Уче­ного совета инсти­тута.

Начи­ная с 1957 года, парал­лельно с рабо­той в ОИЯИ, Гейнц Позе читал спе­ци­аль­ный курс лек­ций по ядер­ной физике в Тех­ни­че­ском уни­вер­си­тете Дрез­дена. В 1959 году он окон­ча­тельно вер­нулся в Гер­ма­нию и был назна­чен дирек­то­ром Инсти­тута общей ядер­ной тех­ники и заве­ду­ю­щим кафед­рой ней­трон­ной физики в Тех­ни­че­ском уни­вер­си­тете. Одновре­менно он был избран дека­ном осно­ван­ного в 1957 году факуль­тета ядер­ной тех­ники. После закры­тия факуль­тета в 1962 году, в связи с общей рефор­мой системы выс­шего обра­зо­ва­ния в ГДР, Г. Позе при­нял руко­вод­ство вновь обра­зо­ван­ным Инсти­ту­том экс­пе­ри­мен­таль­ной ядер­ной физики (с 1968 года — Науч­ное отде­ле­ние ядер­ной физики) и одно­имен­ной кафедры.

Наряду с науч­ными иссле­до­ва­ни­ями Гейнц Позе в эти годы интен­сивно зани­мался обу­че­нием сту­ден­тов и док­то­ран­тов. Под его руко­вод­ством было выпол­нено более 100 диплом­ных и 15 док­тор­ских работ, издан учеб­ник по ядер­ной физике «Вве­де­ние в физику атом­ного ядра».

По воз­вра­ще­нию в ГДР Г. Позе неод­но­кратно поло­жи­тельно отзы­вался о рус­ских людях, с кото­рыми ему при­хо­ди­лось рабо­тать, об их кол­лек­ти­визме, о том вни­ма­нии, кото­рое ему было уде­лено со сто­роны И.В. Кур­ча­това, науч­ного руко­во­ди­теля совет­ской атом­ной про­граммы, и дру­гих веду­щих спе­ци­а­ли­стов.

Про­фес­сор Г. Позе награж­ден орде­ном ГДР «За заслуги перед Оте­че­ством».

Гейнц Позе скон­чался 13 ноября 1975 года. Похо­ро­нен на клад­бище в Дрез­дене.

ЛИТЕРАТУРА
Кузнецов В. Н. Немцы в советском атомном проекте/ Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т истории и археологии ; [отв. ред. А. В. Сперанский]. — Екатеринбург: Банк культурной информации, 2014. — 271, [1] с.

Проект “История Росатома” – http://www.biblioatom.ru

22.01.2020