Московский областной общественный фонд
историко-краеведческих исследований
и гуманитарных инициатив

Церковь в Белом Городке (Кимрский район Тверской области) появилась в давние времена. Первое документальное упоминание о ней находим в Кашинской писцовой книге 1628-1629 гг. Это была деревянная церковь во имя великомученика Егория страстотерпца (Георгия Победоносца); на церковной земле находился двор пономаря Ортюшки Семенова и келья просвирницы Марьицы… «В д. Отхожая поповское, на Волге, в устье речки Хотчи, двор попа Микиты Иванова» [1].

В архивных источниках также упоминается деревянная церковь великомученика Георгия Победоносца, построенная в 1693 г.

В 1739 г. в Белом Городке указаны уже две деревянные церкви. Первая — ранее упомянутая церковь во имя великомученика (вмч.) Георгия Победоносца; вторая — во имя Казанской иконы Божией Матери.

В 1767 г. в сельце (имении) Малышково, что в 1,5 верстах от Белого Городка, ее владелец, помещик Гурий Костомаров, построил каменную церковь во имя Казанской иконы Божией Матери с приделом мучеников Кирика и Иулитты (позднее в храме появился второй придел во имя преподобного Алексия, человека Божия). Ветхая деревянная церковь Казанской иконы Божией Матери в селе Белый Городок (прихожанином которой являлся Костомаров) была упразднена. Предварительно ее иконы, другие церковные ценности и принадлежности, а также священник, диакон, дьячок и пономарь были переведены в Малышковский храм. В Белом Городке продолжала функционировать лишь деревянная церковь вмч. Георгия Победоносца [2].

Священно- и церковнослужителями Белогородской церкви являлись: в 1740-1748 гг. — священник Матвей Иванов (в то время священнослужители именовались попами); в 1752 г. рукоположен в сан священника Иван Матвеев (вероятно сын Матвея Иванова); в 1854 г. в сан диакона посвящен Арсений Иванов, в том же году определен в пономари Иван Григорьев; в 1756 г. Петр Иванов определен в дьячки, а Дмитрий Иванов — в пономари; в 1758 г. Данила Честной посвящен в сан священника; в 1768 г. диаконом становится Федор Андреев; в 1777 г. Андрей Федоров определен дьячком; в 1774 г. Федор Андрианов рукоположен в сан священника; в 1775 г. посвящен в сан диакона Гурий Никитин; в 1800 г. прибыл священник Василий Иванов, а Николай Честной определен в дьячки.

В 1810 г. архиепископу Тверскому и Кашинскому Мефодию поступило прошение от прихожан Георгиевской церкви с. Белый Городок: секунд-майора Михаила Сысоева (в другом источнике Яков), его супруги Любови Сысоевой, секунд-майора Алексея Скорятина, прапорщицы Василиссы Дохтуровой, прапорщика Александра Мезинцева и других помещиков, а также представителей от крестьян населенных пунктов, приписанных к храму. Они просили благословения владыки на строительство в селе каменной церкви во имя Иерусалимской иконы Божией Матери с приделами вмч. Георгия Победоносца и Архистратига Михаила. Побудительным мотивом просить владыку наименовать главный престол будущей церкви в честь Иерусалимской иконы Богоматери послужил тот факт, что образ последней находился у семьи помещиков Михаила и Любови Сысоевых, которые обязались передать икону в храм с пожеланием наименовать в ее честь главный престол.

К тому времени икона эта получила известность среди местного населения как чудотворная. В одном дореволюционном печатном издании начала 20 века появилась статья об иконе. В советское время, после соответствующей редактуры, последняя была опубликована в газете «Кимрская жизнь»; ее мы и предложим вниманию наших читателей.

«В 1800 г. жил в Кимрах богатый человек — Совцов (скорее всего, это опечатка, допущенная в прежней статье — в Кимрах издавна проживала династия богатых крестьян-купцов Собцовых). Собцов был очень сильно болен. Как-то во сне купец услышал совет помолиться перед иконой Иерусалимской Божией Матери, находящейся в одной деревне недалеко от Белого Городка. Собцов не замедлил исполнить услышанное. Отыскал икону, помолился перед ней. Болезнь как рукой сняло. Тогда купец пожелал купить эту икону, но ее владелец соглашался расстаться с иконой при условии, если Собцов построит в Белом Городке храм, куда затем икона и будет помещена.

Собцов согласился на это предложение. Вскоре икона заняла почетное место в новопостроенном храме, главный престол которого был освящен в честь Иерусалимской иконы Божией Матери»…[3].

Документальным подтверждением постройки храма богатым кимрским крестьянином Собцовым служит т.н. приходно-расходная книга Ивана Михайловича Собцова, хранящаяся в Кимрском краеведческом музее, в которой имеются интересующие нас сведения:

«12 октября 1810 году положено обещание подать в новостроенную назначенную церковь в беле городке во имя Иерусалимския Божия Матере денег тысячу пять сот рублей. Иван М. Собцов.

1813 года октября 11 дня. Поряжен строить церковь в селе беле горотке подрятчик Василий Васильев Усков города Торжка во имя Иерусалимския Божия Матере со двумя пределами великомученика Егоргия и Михаила Архангела ценою за четыре тысячи триста рублей — которые обещаюса за работу ис своего капитала заплатить. Если жо я при жизни своей онаго исполнить не могу то завещаю моим наследникам выполнить. Села Кимры житель Иван М. Собцов.

13 октября дано подрятчику мною в задаток (500).

С июня месяца по 3 октября задано подрятчику Василью Васильеву Ускову денег тысячу восемь сот рублей (1800).

1815 году: февраля со 2 дня по 4 октября задано подрятчику Василью Васильеву Ускову тысяча четыреста рублей (1400).

1818 год, в сентябре месяце достальные денги доданы (600).

За каменую работу додано выполнена вся сума 4300.

По странице вышло сумы всего 5800.

В разное время на постройку церковную вышло моей сумы 30000 рублей».

Тверской архиерей благословил просителей на строительство храма и в марте 1812 г. подписал храмозданную грамоту с планом церкви, которую отправил священнику и прихожанам Белого Городка [4].

Вскоре строительство храма началось.

В 1825 г. новый каменный храм с двумя приделами и колокольней был построен, снаружи и изнутри оштукатурен, отбелен, покрыт железом. Святые образа перенесены из ветхой деревянной Георгиевской церкви, стоявшей от него в нескольких метрах; к ним добавлены новые иконы; пол внутри покрыт лещадной плиткой; главы на церкви и колокольне обиты белым железом, кресты позолочены.

14 сентября 1825 г. причт храма, прихожане обратились к тверскому архиерею Ионе с прошением освятить храм с престолом Иерусалимской иконы Божией Матери игумену кашинского Клобукова монастыря Петру.

12 октября 1825 г. игумен Петр освятил Иерусалимский храм, о чем и сообщил в Тверскую духовную консисторию [5].

12 октября 1829 г. иереем храма с. Зятькова Калязинского уезда Михаилом Малининым освящены придельные храмы (приделы) вмч. Георгия Победоносца и Архистратига Михаила. В том же году была разобрана ветхая деревянная церковь во имя вмч. Георгия Победоносца, построенная в 1693 г.

В 1825 г. вследствие болезни оставил службу в храме священник Василий Иванов; на освободившееся место настоятеля назначается его сын, священник Димитрий Поповский; в 1825 г. диаконом храма становится выпускник Тверской семинарии Иосиф Белогородский (фамилию получил, вероятно, по названию села Белый Городок, где он родился и где служил пономарем его отец, Андрей Иванов); в 1826 г. Иосиф Белогородский рукоположен в сан священника и переведен в другой храм. В 1827 г. пономарь Михаил Васильев произведен в сан диакона. В 1827 г. (и в другие годы) отмечены случаи злоупотребления алкогольными напитками пономаря Андрея Иванова. В 1827 г. определен в пономари Григорий Ильинский. В 1836 г. умер диакон Семен Матвеев, на его место определен Николай Зыков (позднее диакон, в 1849 г. переведен в с. Селихово Корчевского уезда).

Опись храма 1848 г. (дается в сокращении). Церковь каменная, длиной 12 саженей с аршином, шириной 5 саженей 2 аршина, высотой 8 саженей 2 аршина. Стены снаружи и внутри оштукатурены. Стены алтаря и купол расписаны священными изображениями… Всего в храме три престола. Главный — в честь Иерусалимской иконы Божией Матери. Придельный храм (придел) по правую сторону (южную) освящен во имя Архангела Михаила, по левую сторону (северную) — Великомученика Георгия. Внутри церкви капитальная стена с дверью со стеклом, отделяющая главный храм от приделов (придельных храмов). Пол лещадный, не крашенный. В церкви 24 окна: вверху, в куполе, 5, в средней части — 6, внизу — 13. На церкви одна чешуйчатая глава, покрытая белым «аглицким» железом. На главе вызолоченный «осьмиконечный» деревянный крест, обитый белым железом. Крыша железная, окрашена медянкой. Входные двери с западной, северной и южной сторон железные, выкрашенные медянкой. Паперть под колокольней каменная с тремя входами, по сторонам их каменные столбы, вверху фронтоны. Во всех входах сделаны деревянные двери, над ними — по одному полуциркульному окну. С западной стороны, над входом в паперть, пониже фронтона, в полукружии — изображения Господа Иисуса Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи. На крыльцах с южной и северной сторон — фронтоны с двумя колоннами. Церковь построена в 1825 г. попечением и иждивением вотчины графини Е.В. Литта села Кимры крестьянином Иваном Михайловичем Собцовым с помощью кошельковой суммы, а также средств прихожан и освящена 12 октября 1825 г. кашинского Клобукова монастыря игуменом Петром. Приделы церкви освящены 12 октября 1829 г. иереем с. Зятькова Калязинского уезда Михаилом Малининым.

Главный алтарь. На престоле атласный антиминс коричневого цвета, священнодействован преосвященным Мефодием, архиепископом Тверским и Кашинским, в 1810 г. Жертвенник. На горнем месте, на полотне, живописный, в раме с резьбой, образ Снятия Господа Иисуса Христа с Креста, поставленный на двух тумбах. Запрестольный крест. Запрестольный образ Божией Матери Смоленской в серебряной ризе с позолотой. На стене живописная плащаница на полотне. Икона Воздвижения Креста Господня.

Чертеж храма

Алтарь придела с правой стороны. На престоле атласный антиминс оранжевого цвета. Освящен тверским владыкой Амвросием в 1828 г. Жертвенник; запрестольный крест. Запрестольный образ Богоматери Тихвинской в медной позлащенной ризе. Икона Богоматери Иерусалимской живописного письма, 9 вершков длиной и 7 — шириной. Иконы Воскресения Христова, Входа Господня в Иерусалим. (1 вершок — 4,45 см.)

Алтарь придела с левой стороны. На престоле белый атласный антиминс; освящен тверским архиереем Амвросием в 1838 г. Жертвенник, запрестольный крест. Запрестольный образ Божией Матери Иерусалимской длиной 11, шириной 9 вершков в медной посеребренной ризе с медным вызолоченным венцом; образ Нерукотворный, иконы Вознесения Господня, Богоявления Господня.

Пятиярусный иконостас главного (холодного) храма деревянный, резной, вызолоченный, по гладким местам окрашен голубой краской. Полуколонны окрашены под цвер яхонта. Кроме нижнего яруса иконостаса с образами — куплен строителем храма в соборе г. Торжка вместе с Царскими вратами и образами. Царские врата вызолочены, в них шесть образов: Благовещения Божией Матери, Архангела Гавриила, Евангелистов Матфея, Иоанна, Луки и Марка — кругло-продолговатые, без окладов. С правой стороны иконы: Спасителя, Богоматери и Иоанна Предтечи в ризе с медными позолоченными венцами, с серебренным убрусом на Спасителе. Южная алтарная дверь с образом архидиакона Стефана, икона пророка Илии с медным посеребренным окладом с венцом. С левой стороны икона Казанской Божией Матери. На северной алтарной двери изображения архидиакона Лаврентия, великомученика Георгия в медной посеребренной ризе с серебряными венцом и убрусом. Перед указанными иконами первого яруса висят лампады с шандалами (ярусами свечей)… На пятом ярусе, над Царскими вратами — полукруглая икона Святой Троицы. С правой и левой сторон — иконы праотцов.

Над пятым ярусом, над Царским вратами, большое 5-конечное распятие Иисуса Христа. С правой стороны — иконы Иоанна Богослова, Логина Сотника, с левой стороны — Богоматери, Марии Магдалины.

За правым клиросом располагается главная святыня храма — икона Божией Матери Иерусалимской длиной 1 1/2 и шириной 1 1/4 аршина в вызолоченной серебряной ризе, с серебряным вызолоченным убрусом, вынизанном мелким жемчугом и полужемчугом с камнями. Риза с венцом весит 22 фунта. (1 аршин — 71,12 см. 1 фунт — 409,5 гр.) Находится под балдахином на трех каменных столбах, украшенном позолоченной резьбой, по гладким местам окрашенном голубой краской, в киоте с резьбой, вызолоченном и по гладким местам окрашенном голубой краской, за рамой под стеклом. Перед иконой серебряная, вызолоченная, с тремя цепями, лампада, висит на железном отводном крюке.

За левым клиросом икона свт. Димитрия, Ростовского чудотворца. Хоругвь, написанная на холсте с изображением Нерукотворного образа. Хоругвь, написанная на холсте: с одной стороны — изображение Архангела Михаила, с другой — Николая Чудотворца. Перед Царскими дверями деревянный полукруглый амвон вровень с алтарным полом, выкрашенный коричневой краской. Перед иконостасом главного престола железная решетка, окрашенная медянкой. Два клироса столярной работы, выкрашенные голубой краской.

Иконостас придела с правой стороны деревянный, вызолоченный, по гладким местам окрашенный голубой краской, с каменными столбами, выкрашенными под мрамор зеленой краской; имеет 3 яруса. Первый ярус. Царские врата резные, вызолоченные, с шестью образами: Нерукотворного Образа, Архангела Михаила с предстоящими по сторонам святыми угодниками. Перед ними большая медная, посеребренная, с шандалами, лампада…

Иконостас придела в честь вмч. Георгия Победоносца (с левой стороны) деревянный, вызолоченный, с резьбой, по гладким местам окрашенный голубой краской, с каменными столбами (колонками), выкрашенными под мрамор; имеет три яруса. Царские врата столярной работы выкрашены голубой краской, в них, в позолоченных рамках, шесть икон. По сторонам иконы Спасителя в медной посеребренной ризе и Скорбящей Божией Матери. На северной двери изображение творения первых двух человек (Адама и Евы — В.К.), икона Киевопечерской Божией Матери, икона Великомученика Георгия длиной 1 аршин с четвертью, шириной 1 аршин, медная, вызолоченная, с венцом. Перед иконами висят лампады… В приделе, близ иконостаса, изображения блгв. кн. Михаила (Тверского), святителя Арсения, Тверского чудотворца, Богоматери Феодоровской, свт. Митрофана, вмц. Параскевы, Усекновения Главы Иоанна Предтечи… Два клироса деревянные, столярной работы, выкрашены голубой краской.

Кирпичные печи в приделах разделаны краской под изразец.

Евангелия. В большой лист, переплетено в деревянные доски, обложено малиновым бархатом. С лицевой стороны литые из серебра с позолотой образа. В середине — Воскресение Христово, по углам четыре Евангелиста. На задней обложке, в середине, серебряное клеймо с изображением Креста, по краям наугольники, серебряная застежка с позолотой. Вес 2 фунта и 5 золотников. Печатано на белой бумаге с киноварью в Москве в 1766 г. Пожертвовано подпоручиком Яковом Сысоевым в 1770 г.

Евангелие в средний лист. Лицевая обложка сплошь серебряной чеканки с позолотой; в ней 13 серебряных, с чернью, позолоченных образов. В середине изображение Иисуса Христа, сидящего на престоле, Богоматери и Иоанна Предтечи. По сторонам 12 апостолов. На задней обложке, в середине, изображение Креста, по краям серебряные, с позолотой, наугольники. Печатано, с киноварью, в Москве в 1803 г.

Евангелие в средний лист обложено малиновым бархатом. На лицевой стороне образ Иисуса Христа из серебра, по бокам четыре Евангелиста. На нижней обложке, в середине, клеймо Спасителя, по краям серебряные наугольники. Печатано в 1741 г. в Москве.

Евангелие в средний лист в медной посеребренной обложке. На лицевой стороне пять финифтевых клейм. В середине изображение Иисуса Христа, по бокам — четыре Евангелиста. Печатано в 1778 г. в Москве. Евангелие в четверть листа в медной посеребренной обложке. На ней пять финифтевых образов. В центре изображение Иисуса Христа, по бокам четыре Евангелиста. Печатано в Москве в 1831 г. (Два малых Евангелия появились в храме в 1893 и 1899 г.).

Кресты. Напрестольный крест серебряный, позолоченный, пожертвован местным прихожанином помещиком Т. Софиановым (Софиано). Крест серебряный, четырехконечный. Напрестольный четырехконечный чеканный крест, серебряный, позолоченный. Небольшой золотой крест весом в 6 3/4 золотника, впаянный в медный позлащенный крест; пожертвован прихожанином помещиком Т. Софиановым (Софиано) в 1836 г. Крест серебряный, позолоченный, четырехконечный. Крест медный, посеребренный. Крест медный, посеребренный, с образами на финифти. Крест медный, посеребренный, литой.

Паникадило в главном храме (с престолом Иерусалимской иконы Божией Матери) медное, посеребренное, в три яруса. В придельных храмах (приделах) два малых медных посеребренных паникадила. Куплены строителем храма с помощью кошельковой суммы.

Кадила серебряные и медные. 2 венца из латуни с позолотой. В них вставлено четыре св. образа на финифти; пожертвованы Т. Софиановым (Софиано) в 1846 г…. Облачения для причта пожертвованы помещиками Скарятиным в 1831 г., Софиано в 1841 г., Сысоевой в 1817 г., 1832 г. и 1834 г., а также и другими жертвователями.

Среди книг церковной библиотеки (в шкафу): Евангелие 1756 г., псалтирь 1756 г., Апостол 1751 г., Житие святых (святых отцов) 1782 г., Ирмологий и другие.

Колокольня каменная, построена в 1825 г. совместно с церковью в 3 яруса. Возведена на средства вотчины графини Е.В. Литты с. Кимры крестьянином Иваном Михайловичем Собцовым с помощью кошельковой суммы. Глава покрыта белым железом, чешуйчатая. Крест деревянный, обшит белым железом, вызолочен. На колокольне 6 медных колоколов. Большой (главный) колокол весит 85 пудов. Отлит в 1841 г. неизвестно кем (без надписи) на пожертвование купца с. Кимры Николая Дмитриевича Башилова при содействии других жертвователей. Второй колокол, весом 20 пудов 38 фунтов, отлит также неизвестно кем, когда и где. Остальные 4 колокола также неизвестно когда, кем и где отлиты; неизвестен и их вес.

Ограда каменная, с деревянной решеткой, построена в 1830 г. С западной стороны ограды Святые ворота, покрытые железом, окрашенном медянкой. Главка на них покрыта белым железом и увенчана четырехконечным крестом, обитым белым железом. Ворота створчатые, деревянные, выкрашенные. Столбы ограды покрыты железом и выкрашены медянкой. Решетки выкрашены масляной краской. При ограде, с правой стороны, каменная сторожка с тремя окнами и деревянными сенями длиной 8 1/2, шириной 7 1/2 аршин…

4 июня 1841 г. церковь пострадала от разбушевавшейся двухчасовой бури, сопровождаемой сильным градом. Сорвало и унесло за реку Хотчу, на расстояние полуверсты, железную крышу с деревянным подрешетником, многие стекла были разбиты. Была повреждена крыша на колокольне. Дома причта также пострадали; буря уничтожила посевы. Рапорт об этом несчастье был послан тверскому архиерею Григорию 5 июня. В нем содержалось как само известие о стихии, так и просьба о разрешении произвести в пострадавшем от бури храме необходимые исправления [6].

В 1850 г. в храме служили: священник Димитрий Поповский 49 лет, диакон Николай Зыков 36 лет, дьячок Арсений Крестников 40 лет, пономарь Гавриил Флеров 48 лет [7].

В 1855 г. был определен на должность пономаря Павел Крылов, женившийся на Ольге Гавриловне, дочери умершего пономаря Флерова.

В 1856 г. уволен пономарь Арсений Крестников, на место которого был определен Егор Миронов.

В 1862 г. в церкви была закрыта вакансия дьячка.

В 1867 г. сюда прибыл священник Иоанн Клобуков.

8 апреля 1871 г. умирает заштатный священник Димитрий Поповский.

В 1888 г. в штат зачислен сверхштатный псаломщик Павел Крылов.

В 1899 г. умер псаломщик Георгий Миронов, на его место епархиальным начальством определен Павел Никольский [8].

В 1847 г. покрашена железная крыша храма. В 1874 г. произведен ремонт самой церкви. В 1887 г. причт и прихожане просят у церковного начальства разрешение устроить в ней иконостас и возобновить стенную живопись. В 1888 г. из церкви похищены деньги и некоторые предметы на сумму 730 рублей. В 1890 г. причт и прихожане ходатайствовали перед епархиальной властью о награде для церковного старосты купца Бачурина. В 1893 и 1898 г. причт и прихожане ходатайствуют о награждении церковного старосты Козьмы Панова. В 1897 г. в церкви была возобновлена штукатурка и покрашена крыша.

В 1901 г. в храме служили: священник Иоанн Клобуков 55 лет, псаломщик Павел Никольский 27 лет. Его прихожанами являлись жители села Белый Городок и деревень: Юркино, Башарино, Зверево, Шепелиха, Кочнево, Бурцево, Шурманки, Пелагеинское, Сенькино, Азарово, Юминское, Жуковка, Турово, Луканино, Шипухино. Всего 756 лиц мужского и 797 женского пола [9].

В мае 1903 г. храм Иерусалимской иконы Божией Матери в Белом Городке посетил архиепископ Тверской и Кашинский Димитрий, который познакомился с храмом, его историей и особенно обратил внимание на святую икону, слывшую чудотворной — Иерусалимской Божией Матери [10].

28 февраля 1904 г. умер священник Иоанн Клобуков [11].

24 июля 1904 г. настоятелем храма становится священник Леонид Никотин.

Летом 1904 г. псаломщик Павел Никольский рукоположен в сан диакона с оставлением в должности псаломщика [12].

Храм неизменно пользовался вниманием прихожан, особенно состоятельных людей, не жалевших средств на его украшение. Так, в 1906 г. преподано архипастырское благословение церковному старосте церкви с. Белый Городок Гавриилу Соколову за пожертвование им иконы ценностью 125 рублей [13]. В 1913 г. выражено архипастырское благословение душеприказчикам умершего купца с. Кимры Василия Ивановича Шокина за пожертвование в пользу храмов с. Белый Городок и с. Белого по 200 рублей, а также по 200 рублей в пользу их причта.

В 1913 г. выражено архипастырское благословение крестьянке д. Кочнево (прихожанке) Анне Прокофьевне за пожертвование вещей на сумму 125 рублей [14]. В 1914 г. от епархиального начальства выражена благодарность купчихе с. Кимры Екатерине Шокиной за пожертвование вещей на сумму 200 рублей, купцам с. Кимры Василию Губенкову и Михаилу Полозову за пожертвование ими церковных вещей стоимостью по 150 рублей каждый [15].

Судьба храма после Октября 1917 года

После Октября 1917г. новые власти начали вести борьбу против Православной Церкви. В 1918 г. согласно декрета Совета Народных Комиссаров РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» Иерусалимский храм перешел в государственную собственность.

Для священника Леонида Никотина, диакона Павла Никольского и прихожан храма наступили трудные времена.

15 августа 1926 г. Ленинский уездный исполком в лице начальника милиции Г. Ильина передал храм общине прихожан, живущих в селениях: Башарино, Кочнево, Белый Городок, Зверево, Азарово, Юркино, Жуковка, Сенькино, Пелагеинское, Турово, Шипухино. Подписали договор председатель церковного совета Филипп Базанов и церковный староста Иван Гаврилов. Тогда же была составлена и опись храма. Договор содержал ряд пунктов, направленных на ограничение деятельности общины и контроль за ней [16].

Священник и диакон храма Леонид Никотин и Павел Никольский были обложены, как служители Церкви, повышенными налогами, лишены избирательных прав.

Леонид Павлович Никотин родился в 1870 г. в селе Пузыреве Бежецкого уезда Тверской губернии в семье священника, окончил Тверскую духовную семинарию. В 1894 г. служил псаломщиком в храме с. Пузырева. В 1895 г. был рукоположен в сан священника и становится настоятелем храма Иерусалимской иконы Божией Матери в селе Белый Городок. Супругой его стала Мария Ивановна Клобукова, дочь предыдущего священника храма Иоанна Клобукова. С 1904 г. — законоучитель местной земской школы. Награжден набедренником, скуфьей, камилавкой, удостоен сана протоиерея. В семье родилась дочь Анна. Жил на хуторе Поповка в доме тестя.

11 апреля 1932 г. отец Леонид был арестован по обвинению в антисоветской деятельности. Отрицательную характеристику ему выдал председатель Азаровского сельсовета. Свидетели также дали следователю отрицательные характеристики (что, якобы, священник выступает против колхозов, советской власти и т.п.). Леонид Никотин виновным себя не признал. Судебной «тройкой» ПП ОГПУ по Московской области 3 июля 1932 г. по ст. 58-10 он был приговорен к высылке в Казахстан на 3 года.

Возвратившись после отбытия наказания, Леонид Никотин уже не служил в церкви. Умер в Белом Городке [17].

Диакон Павел Никольский

Павел Алексеевич Никольский (1868-1945) родился в с. Славкове Кашинского уезда Тверской губернии в семье псаломщика. По окончании Кашинского духовного училища был послушником кашинского Клобукова монастыря (1888-1891 гг.). В 1891 г. становится псаломщиком Троицкой церкви с. Устье на Сози Корчевского уезда (ныне Конаковский район). 23 января 1899 г. указом Тверской духовной консистории перемещен псаломщиком в церковь села Белый Городок. 8 августа 1904 г. Александр, епископ Старицкий, викарий Тверской епархии, рукоположил его в сан диакона с оставлением в должности псаломщика. Служил в храме до закрытия последнего в 1930-е годы. Его прах рядом с прахом его супруги, Александры Павловны, покоится на кладбище Белого Городка, о чем свидетельствуют надписи на надгробных памятниках. В семье было 6 детей. Потомки Павла Никольского (равно как и предыдущих священников Белогородского храма — Клобукова, Поповского) живут в Кимрах, Москве, Пскове, в Сибири [18].

С 10 августа 1932 г. в храме короткое время служил священник Павел Дворяшин (о судьбе которого сведений нет). После этого, по всей вероятности, храм был закрыт.

По воспоминаниям старожилов, в том числе бывших прихожан, записанных уже в наше время протоиереем Александром Крюковым, можно почерпнуть некоторые сведения о судьбе храма после его закрытия. Большинство утверждают, что церковь была закрыта в 1932 г. Колокола сняты в 1933-1937 гг. Иконы перенесены в сарай, что находился рядом с храмом. В 1938 г. в приделах церкви (теплом храме) поселились строители (заключенные) судоремонтного завода. Во время Великой Отечественной войны в храме приютились беженцы. Позднее здесь был зерносклад, в алтарной части — молокозавод, в трапезной (теплом храме с приделами) клуб, где показывались кинофильмы, склад стеклотары Белогородского орса.

В 1970-е годы загорелся дом (со слов его владелицы Волковой), стоявший по соседству с церковью. Огонь перекинулся на молокозавод, располагавшийся в алтарной части, затем — на клуб с пристроенной к нему деревянной кинобудкой, на склад стеклотары. Пожарные долгое время не могли справиться с огнем. После пожара церковь окончательно пришла в полное запустение.

Чудотворная икона Иерусалимской Божией Матери

Большим почитанием у православных верующих являлась икона Иерусалимской Божией Матери, считавшаяся чудотворной. Об основании нынешней каменной церкви существовала легенда, опубликованная в журнале «Тверские епархиальные ведомости» в 1903 г. Ее краткий пересказ находится в начале нашего очерка.

Образ Иерусалимской Божией Матери

После того как в 1825 г. в селе Белый Городок был возведен новый каменный храм в честь Иерусалимской иконы Божией Матери, в нем появилась одноименная икона, которую принес туда местный помещик Сысоев, владелец последней. (Сысоев Павел Михайлович (в другом источнике у Сысоева показаны другие инициалы) жил в Калязинском уезде, в сельце Киселеве. Поступил на службу в 1807 г. Воевал с турками. С 1812 г. — прапорщик. В 1813 г. участвовал в сражениях в Саксонии. Награжден орденом св. Анны 3 ст. В 1815 г. ушел в отставку вследствие болезни).

Прославленная своими чудотворениями икона Иерусалимской Божией Матери в позлащенной серебряной ризе находилась у правого клироса в особом киоте. Она чтилась не только в Белом Городке, но и в окрестных селениях. Начало прославления ее относится к 1872 г. Тогда, во время эпидемии холеры в д. Ростовцы Троице-Вязниковского прихода Калязинского уезда, местные жители, прослышав об иконе, пожелали помолиться перед ней. После моления холера прекратилась. В 1873 г., во время повальной болезни, икона была перенесена в деревню Поречье, и после моления перед ней болезнь отступила. Позже ее брали в Александро-Невскую женскую общину в с. Маклаково (позднее женский монастырь), в село Кимры и другие селения. Жители с. Кимры через тверское епархиальное начальство испросили Святейший Синод разрешение ежегодно, 15 июля, когда совершается крестный ход вокруг села, приносить туда чудотворную икону.

В 1812 году, во время нашествия наполеоновских войск на Россию, из Московского Успенского собора была похищена Иерусалимская икона Пресвятой Богородицы. Спустя годы священник Николаевского собора г. Калязина Иоанн Белюстин в ряде печатных изданий утверждает, что эта самая икона находится якобы в храме села Белый Городок. Из Москвы с целью проверки данного сообщения явилась комиссия. Но икона оказалась не того размера. На исподней стороне ее имелась надпись: «Сия икона написана в 15-е лето по Вознесения Господа нашего Иисуса Христа на небо Евангелистом Лукою» [19].

Сохранилось письмо, посланное священником храма Иерусалимской иконы Богоматери с. Белый Городок Иоанном Клобуковым в село Кимры: «Имею честь уведомить Кимрское волостное правление, что от отца протоиерея Лебедева на прибытие иконы Иерусалимской Божией Матери в с. Кимры я получил разрешение, хотя и на не совсем выгодных для меня условиях. Но уважая своих благодетелей — усердных жителей с. Кимры, от которых как Белогородская церковь, так — и существующий в ней причт всегда облагодетельствован, я устраняю от себя все невыгоды и с радостью, а не с возражениями иду на призыв своих благодетелей, достоуважаемых жителей с. Кимры.

Я всегда держусь одного правила: лучше получить что-нибудь, чем ничего. В последний раз ходил я с иконой в село Кимры на самых ограниченных условиях и не роптал. Напротив, остался очень доволен. Итак, до приятного личного свидания. В воскресенье высылайте народ за иконой часам к четырем или пяти, встречайте. Белогородский иерей И. Клобуков» [20].

Имеется текст, относящийся к 1906 году и находящийся в Кимрском краеведческом музее, следующего содержания: «Сегодня воскресенье. Во 2 часу состоится встреча Иерусалимской иконы Божией Матери из Белого Городка. Приносится в Кимры ежегодно в это время, т.е. 15 июля; совершается крестный ход вокруг села из собора с духовенством…»

После закрытия храма в 1932 или 1936 гг. (к сожалению, точной даты обнаружить не удалось — В.К.) его иконы вынесли и поместили в сарай; некоторые из них сжигались, другие оказались в домах верующих, многие просто пропали. О чудотворной иконе Иерусалимской Божией матери в округе стойко держалась молва, что она спаслась. О ее появлении повествует ряд легенд; одна из них гласит, что икона якобы приплыла по Волге и была поднята из воды одной благочестивой семьей (или мужчиной — по другой версии) и затем передана в Успенскую церковь с. Щелкова Кимрского района. Существуют и другие версии. К слову сказать, явление людям святых икон на поверхности реки или моря — истории довольно распространенные в церковной историографии. Существуют они и на кимрской земле. Мы же остановимся на более достоверной версии, рассказанной устами Александры Ивановны Помыткиной, жительницы поселка Белый Городок, около 20 лет назад.

А.И. Помыткина (девичья фамилия Виноградова) родилась в д. Башарино недалеко от Белого Городка в многодетной семье. Вышла замуж за Владимира Помыткина из Кировской области. Супруги стали жить и работать в Белом Городке. В семье появился сын Николай. Отец Александры Ивановны, Иван Михайлович Виноградов (1889-1977), родился и умер в Башарине. Он был глубоко верующим человеком, являлся в свое время церковным старостой Казанского храма в Малышкове, что в окрестностях Белого Городка. Работал в колхозе, на железной дороге, на судоремонтном заводе в Белом Городке; участник Первой мировой и финской войн.

После закрытия церкви иконы вынесли в сарай, где находился магазин (ныне помещение церковного дома). Среди них оказалась и икона Иерусалимской Богоматери. И.М. Виноградов знал об этой святыне и тайком унес ее домой, в д. Башарино. Икона была большая, высотой около метра, темноватая, с поврежденными краями. Священник действующего Успенского храма с. Щелкова Григорий Ландышев, узнав об этом, просил передать икону в его храм. Иван Михайлович вначале не соглашался, но потом все же отдал ее в Щелково. При храме жила верующая, Таисия Ищенко, которая ухаживала за престарелым протоиереем и прислуживала в храме. Она в свое время и рассказала автору этих строк о чудотворной иконе. После закрытия храма в начале 1960-х годов икону перенесли в дом священника, там же жила, продолжая за ним присматривать, и Таисия. В 1965 г. протоиерей Григорий Ландышев умер. Таисия Ищенко осталась жить в доме одна, оберегая святыню. По ее словам, лихие люди пытались ограбить церковь и дом, но икона избежала участи быть украденной. Однажды к Т. Ищенко явились какие-то, якобы, монахи и уговорили ее отдать чудотворную икону в один из монастырей Псковской области.

Спустя годы настоятель Белогородского храма протоиерей Александр Крюков предпринял попытку найти святыню; с этой целью он ездил в Псково-Печерский монастырь, но безрезультатно.

С тех пор о чудотворной иконе Иерусалимской Божией Матери никто ничего не слышал, но есть храм в Белом Городке, именованный в ее честь, и людская память о его святыне.

Возрождение храма

Спустя более 10 лет после пожара стали проявляться первые признаки возрождения заброшенной церкви. Православные верующие с болью и тревогой смотрели на свой храм, который к концу 1980-х годов пришел в полное запустение. Забытый, оскверненный, заваленный мусором, с остатками пожарища и порослью кустарника и березок на крыше он являл собой печальное зрелище. И тогда местные жители, не выдержав подобного, решили начать восстановление храма.

В Белом Городке, по инициативе группы православных верующих: А.В. Крюкова, О.М. Проценко, Н.Е. Смирновой, П.И. Ивановой, М.В. Ваксиной, Е.Н. Смирновой и других, по благословению и непосредственном участии настоятеля кимрского Преображенского собора протоиерея Иоанна Басюка, была организована религиозная православная община (двадцатка). Церковным старостой была выбрана Ольга Проценко, председателем церковного совета стал Александр Крюков. 27 сентября 1989 г., на заседании комиссии по делам религий при Совете Министров СССР, было принято решение о регистрации религиозного общества Русской Православной Церкви в поселке Белый Городок и передаче обществу здания бывшей церкви в честь Иерусалимской иконы Божией Матери [21].

Начались субботники по уборке территории и помещений внутри храма, сбор пожертвований, восстановительные работы.

Верующие освободили церковь от мусора, отремонтировали кровлю, настелили полы, застеклили окна, установили дверь. Было собрано немало средств с местных жителей, дачников, предпринимателей.

В январе 1990 г., в праздник Рождества Христова, впервые после десятилетий забвения, в храме состоялся молебен, который совершили иереи Кимрского благочиния Иоанн Вавилов и Алексий Остаев. Присутствовавшие на нем верующие испытали чувство огромной радости. В центре придела была поставлена храмовая икона Иерусалимской Божией Матери, которую пожертвовали храму Евдокия Ивановна Тарасова с дочерью Клавдией Захаровой. В тот же год был освящен придел свт. Николая Чудотворца (до закрытия храма в 1930-е годы этот придел именовался в честь Архистратига Михаила), а после наступления Великого поста в храм был назначен настоятелем иерей Александр Казанцев. Стали совершаться регулярные литургии и другие богослужения.

4 сентября 1990 г. здесь появился новый священник — Александр Крюков. Именно на его плечи возлегла нелегкая ноша по возрождению храма. Постепенно, трудами настоятеля, многих верующих, благотворителей, храм восстанавливался и, наконец, приобрел нынешний величественный облик.

25 октября 1990 г. состоялась первая праздничная литургия в престольный праздник Иерусалимской иконы Божией Матери. Ее совершил благочинный Кимрского округа протоирей Иоанн Басюк в сослужении духовенства благочиния.

Кимрские новомученики Михаил (Болдаков), Феодор (Колеров) и Ананий (Бойков)

Итак, храм постепенно восстанавливался, украшался; его трапезную с приделами в 1990-е годы расписывали живописцы — кимрянин Аркадий Мотовилов и москвич Вячеслав Ворончихин. Позднее А. Мотовилов расписал и алтарь летнего храма (с престолом Иерусалимской иконы Божией матери), где на стене, в частности, написал фреску с изображением кимрских новомучеников Феодора (Колерова), Анания (Бойкова) и Михаила (Болдакова). Кстати здесь же, по окончании работ по росписи храма, художник венчался. Резной деревянный иконостас в течение трех лет изготовляли мастера из Украины Александр Ярмоченко, Александр Кубков и Николай Остапчук. Иконы для иконостаса написаны в иконописной школе прп. Алипия Печерского при храме Смоленской иконы Божией Матери г. Дубны Московской области. Впервые в Кимрском благочинии в иконостасе Белогородского храма появились образы новомучеников и исповедников, на земле тверской просиявших: архиепископа Фаддея (Успенского), архимандрита Сергия (Сребрянского), священномучеников Феодора (Колерова) и Николая (Морковина). Представим читателям краткое описание их земной жизни.

Иконы тверских святых в иконостасе Белогородского храма: Феодора (Колерова), Фаддея (Успенского), Сергия (Сребрянского) и Николая (Морковина)

Священномученик Фаддей (в миру Иван Васильевич Успенский) родился в 1872 г. в селе Наруксове Лукояновского уезда Нижегородской губернии в семье священника. Окончил Нижегородскую духовную семинарию и Московскую духовную академию. 15 августа 1897 г. пострижен в монашество с наречением имени Фаддей. Рукоположен в сан иеродиакона, иеромонаха. Преподавал в Смоленской, Минской, Уфимской духовных семинариях. 15 марта 1902 г. иеромонах Фаддей возведен в сан архимандрита, в том же году становится ректором Олонецкой духовной семинарии. 21 декабря 1908 г. архимандрит Фаддей был хиротонисан во епископа Владимиро-Волынского. Позднее епископ Фаддей возведен в сан архиепископа. В 1921 г. арестован органами власти и выслан из Украины в распоряжение Патриарха Тихона. В сентябре 1922 г. был осужден властями к 1 году высылки в Зырянскую область. Летом 1923 г. возвратился из высылки. Патриарх Тихон направил его возглавить Астраханскую епархию. В 1926 г., во время следования в Москву с целью приступить к новой, более высокой должности, он был задержан властями и отправлен в г. Кузнецк. В мае 1928 г. митрополит Сергий (Страгородский) направил Фаддея (Успенского) правящим архиереем сначала в Саратовскую, а в ноябре того же года — в Тверскую епархию.

Священномученик Фаддей (Успенский)

Власти преследовали духовенство Русской Православной Церкви, закрывали храмы. Архиепископ Фаддей в меру своих сил сопротивлялся этому. 29 сентября 1936 г. владыка был лишен возможности служить. В декабре 1936 г. правящим архиереем Тверской епархии назначается архиепископ Никифор (Никольский). Летом 1937 г. начались массовые аресты священников, их ссылки.

20 декабря 1937 г. архиепископ Фаддей (Успенский) был арестован и посажен в тверскую тюрьму. «Тройка» УНКВД по Калининской области приговорила его к расстрелу. 31 декабря 1937 г., около часа ночи, владыка Фаддей (Успенский) был казнен. 2 января 1938 г. на санях, завернутый в рогожу, он был отвезен из тюрьмы на кладбище, где и похоронен. Весной, после Пасхи, женщины разрыли могилу, положили останки архиепископа в простой гроб, вложили в руку пасхальное яйцо, а затем похоронили; над могилой поставили деревянный крест.

26 октября 1993 г. по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора останки Фаддея (Успенского) были обретены.

В феврале 1997 г. Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил архиепископа Фаддея к лику святых для общецерковного почитания.

Память священномученика Фаддея празднуется в день его мученической кончины 31 декабря.

Ныне мощи его покоятся в раке в тверском Вознесенском соборе для почитания. [22].

Священномученик Сергий (Сребрянский)

Священномученик архимандрит Сергий (в миру Митрофан Васильевич Сребрянский) родился 1 августа 1870 г. в с. Трехсвятском Воронежского уезда Воронежской губернии в семье священника. Окончил духовную семинарию. Затем поступил в Варшавский ветеринарный институт, однако решил все же вступить на поприще священнического служения.

2 марта 1893 г. был рукоположен в сан диакона к сельской церкви, через год рукоположен в сан священника и назначен на службу в военное ведомство. Служил священником 47 драгунского Татарского полка, затем в полковой церкви 51 драгунского Черниговского полка, шефом которого была великая княгиня Елизавета Федоровна. Отец Митрофан был участником русско-японской войны, сражался с врагом в Манчжурии, награжден несколькими боевыми орденами. В 1906 г. удостоен сана протоиерея. Выпустил книгу «Дневник священника 51 Драгунского Черниговского великой княгини Елизаветы Федоровны полка».

В 1908 г. Елизавета Федоровна создает Марфо-Мариинскую женскую обитель. 17 сентября того же года отец Митрофан назначен настоятелем Покровской церкви и духовником этой обители.

После Октябрьской революции 1917 г. Елизавета Федоровна (как сестра императрицы Александры Федоровны) была арестована и в 1918 г. на Урале, в Алапаевске, казнена; позднее она была причислена к лику святых.

В 1919 г. отец Митрофан с супругой решили принять монашеский постриг. Митрофан Сребрянский был пострижен с именем Сергий, его супруга Ольга — как Елизавета. Патриархом Тихоном Сергий (Сребрянский) возведен в сан архимандрита. В 1923 г. отец Сергий находился в заключении. В 1925 г. вернулся в Марфо-Мариинскую обитель. Последовали новые преследования властей. Вместе с инокиней Елизаветой он уезжает в с. Владычню Тверской губернии. Прибывшие поселились в бывшем доме местного священника Владимира Исполатовского (отца Елизаветы). В Покровском храме с. Владычни Сергий (Сребрянский) вскоре начал служить, был проповедником, а также слыл исцелителем. В 1931 г. был арестован, «тройкой» ОГПУ осужден к 5 годам ссылки в Северный край. В 1933 г. досрочно освобожден, вернулся во Владычню. Покровский храм к тому времени был закрыт. Он молился и окормлял духовных детей у себя дома. Во время Великой Отечественной войны, несмотря на близость фронта, ни одна бомба с вражеских самолетов не упала на село. Местные жители приписывали это чудо молитвам отца Сергия.

Скончался отец Сергий 23 марта 1948 г. Похоронен во Владычне. Архимандрит Сергий (Сребрянский) канонизирован в сентябре 1999 г. (как местночтимый Тверской епархии), в 2000 г. Юбилейным Архиерейским Собором Русской православной Церкви причислен к общецерковному почитанию. Память о нем отмечается 23 марта (5 апреля) [23].

Священномученик Феодор (Колеров)

Священномученик Феодор Ксенофонтович Колеров родился в 1882 г. (по другим сведениям в 1883 г.) в селе Большое Семеновское Калязинского уезда Тверской губернии (ныне Талдомский район Московской области) в семье псаломщика. В 1905 г. окончил Тверскую духовную семинарию. Женился на дворянке Анне Михайловне Думашевой. Служил в храмах Бежецкого и Кашинского уездов Тверской губернии. 29 июня 1912 г. назначен настоятелем новопостроенного Преображенского храма с. Кимры. Пастырь быстро завоевал признание и любовь прихожан.

В годы советской власти для священника наступили трудные времена. Власти отобрали у него Церковный дом, где он жил с семьей. Отец Феодор, чтобы прокормить большую семью, вынужден был подрабатывать на фабрике «Жук» и в Кимрской народной больнице. В 1928 г. было принято решение закрыть храм. 19 мая 1929 г. в нем состоялось прощальное богослужение. На следующий день представители местной власти явились к храму, чтобы опечатать его. Но верующие не допустили их даже до дверей. Начались беспорядки, набатно зазвонили колокола. Власти в тот день отступили. Через несколько дней группа верующих во главе с протоиереем Феодором Колеровым была арестована. 20 октября в Кимрах состоялся показательный судебный процесс. Спустя неделю был оглашен приговор, где протоиерей Феодор Колеров, староста храма Ананий Бойков и мирянин Михаил Болдаков были приговорены к высшей мере наказания, другие получили различные сроки тюремного заключения. Протест верующих против закрытия храма был расценен как контрреволюционная вылазка церковников против советской власти. Отец Феодор Колеров вместе с Ананием Бойковым и Михаилом Болдаковым были отправлены в Москву, в Бутырскую тюрьму. В ночь с 29 на 30 ноября 1929 г. они были расстреляны.

С тех пор прошли десятилетия, но память о настоятеле Преображенского храма в Кимрах не угасала. В 1991 г. в местной газете «Народный депутат» была опубликована статья «Процесс», рассказывающая о событиях 1929 года. 22 июня 1994 г. Феодор Колеров и его сподвижники решением Тверского областного суда были реабилитироаны. По Центральному телевидению был показан фильм о невинно пострадавших в 1929 г., снятый в Кимрах.

В сентябре 1997 г. комиссия по канонизации святых Русской Православной Церкви вынесла решение о причислении к лику местночтимых святых новомучеников Феодора (Колерова), Анания (Бойкова) и Михаила (Болдакова). Торжество канонизации проходило в Преображенском соборе г. Кимры 26 июля 1998 г.

Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 г. кимрские новомученики причислены к общецерковному почитанию. Память о кимрских новомучениках отмечается в Кимрах два раза в год: 26 июля — в день их канонизации и 29 ноября — в день принятия ими мученического венца. Появились иконописные изображения кимрских новомучеников, им посвящены многочисленные публикации, брошюры, книги; в Преображенском соборе составлена особая служба. В детской школе искусств №2 г. Кимры хор духовного пения назван именем сященномученика Феодора (Колерова). В городе ежегодно проводятся Феодоровские чтения; построена часовня в память кимрских новомучеников [24].

Священномученик Николай (Морковин)

Священномученик Николай Петрович Морковин родился 15 мая 1889 г. в с. Ильгощи Бежецкого уезда Тверской губернии (ныне Рамешковский район Тверской области) в семье псаломщика. Николай Морковин окончил духовное училище и 4 класса Тверской духовной семинарии. В 1908 г. епархиальным начальством он был направлен на службу псаломщиком в Скорбященский храм с. Зиновьева. В 1911 г. рукоположен в сан диакона (с оставлением на должности псаломщика) и переведен в Покровский храм родного села Ильгощи. В 1913 г. отец Николай был рукоположен в сан священника и становится настоятелем Знаменской церкви села Петровского Корчевского уезда Тверской губернии (ныне Кимрский район).

В начале 1920-х годов отец Николай становится настоятелем Преображенской церкви села Лосева нынешнего Кимрского района. Его супруга Мария Константиновна исполняла в храме обязанности псаломщицы. В 1929 г. по приговору Кимрского нарсуда Николай Морковин за неуплату в срок повышенных налогов был выслан в Северный край. Супруга его была также осуждена на 2 года; отбыв наказание, она вернулась в Лосево, стала помогать новому священнику в качестве псаломщицы. Николай Морковин, после отбытия наказания, в 1933 г. тверским архиереем Фаддеем (Успенским) был направлен настоятелем в храм села Вознесенского Кашинского района Калининской (ныне Тверской) области.

15 февраля 1938 г. отец Николай был арестован. 26 февраля «тройка» УНКВД по Калининской области на основании статьи 58-10 УК РСФСР (антисоветская агитация) приговорила Николая Морковина к расстрелу. 28 февраля приговор был приведен в исполнение.

По заключению Тверской областной прокуратуры от 27 июня 1989 г. он был реабилитирован.

Прославлен Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 г. День его памяти отмечается 28 (15) февраля в соборе мучеников и исповедников российских. [25].

Над образами иконостаса, в числе которых имеются вышеуказанные лики священномучеников тверской (кимрской) земли, трудились выпускники иконописной школы прп. Алипия Печерского Олег Осетров, Любовь Седова, Ольга Норкина, а в росписи купола летнего храма принимали участие Александр Рудич, Константин Золотарев, Дмитрий Васькин [26].

Главная заслуга в возрождении и дальнейшем процветании храма в честь иконы Иерусалимской Божией Матери принадлежит его настоятелю протоиерею Александру Крюкову.

С начала восстановления храма в нем появилась икона Иерусалимской Божией Матери. Считается, что она является точным списком с некогда утерянной чудотворной иконы. Ее подарила жительница Белого Городка Евдокия Ивановна Тарасова (прожила 101 год), которая приобрела ее во время распродажи ценностей храма в 1930-е годы, после закрытия и разорения церкви. Но, к великому сожалению прихожан, в 1995 г., в Великий Пост, ночью, храм был ограблен; похищена и икона Иерусалимской Божией Матери. Вскоре новую икону Иерусалимской Божией Матери написал кимрский иконописец Николай Бареев [27].

Освящение главного колокола, 2008 г. 

В августе 2003 г. состоялось большое и радостное событие в истории храма — освящение его главного престола в честь Иерусалимской иконы Божией Матери, полностью восстановленного после многих лет забвения и поругания. Чин освящения совершил архиепископ Тверской и Кашинский Виктор в сослужении многих священников. Тверской владыка привез с собой новый антиминс на престол с частицами мощей святых угодников. Состоялась праздничная Божественная литургия. На торжестве присутствовало множество верующих и гостей [28].

25 октября 2000 г. состоялись юбилейные торжества в праздник Иерусалимской иконы Божией Матери, посвященные 175-летию храма; в 2005 — 180-летию; в 2010 г. — 185-летию (и 20-летию со дня начала возобновления служения); в 2015 г. — его 190-летию. Проводились праздничные юбилеи торжественно, при большом стечении жителей Белого Городка и гостей из других городов и весей. Богослужения совершал митрополит Тверской и Кашинский Виктор в сослужении духовенства Кимрского благочиния.

Колокола на колокольне храма появлялись в разные годы. Вначале здесь вместо церковного был установлен корабельный колокол (рында). 23 декабря 2001 г. появились колокола весом в 4,5 и 14 кг. В 2002 г. здесь насчитывалось уже 7 новых небольших колоколов без надписей. В 2008 г. их было уже 12. 18 января 2008 г. на колокольню был поднят огромный колокол, который в верхней части имел надпись: «Благовествуй земле радость велию, хвалите небеса Божии». Ниже — пояс с серафимами и четыре отлитых изображения: иконы Иерусалимской Божией Матери, Георгия Победоносца, Николая Чудотворца и Архистратига Михаила. По нижнему краю надпись в две строки: «Во славу святыя живоначальныя и нераздельныя Троицы. Отлиты сии колокола в лето 2007 от Рождества Христова для храма Иерусалимской иконы Божией Матери в поселок Белый Городок по благословению высокопреосвященнейшего Виктора архиепископа Тверского и Кашинского при настоятеле протоиерее Александре Крюкове усердием раба Божиего Андрея Ключарева супруге Надежде и чад его: Марии и Никиты. Литы колокола в граде Романове Борисоглебске на заводе Николая Шувалова. Вес … пудов» (вес на колоколе не указан). Все колокола изготовлены на средства московского предпринимателя Андрея Ключарева на заводе Николая Шувалова в г. Тутаеве (бывший Романов-Борисоглебск) Ярославской области. Колокола были освящены благочинным Кимрского округа Евгением Морковиным в со служении протоиерея Александра Крюкова и других священнослужителей благочиния в присутствии многих прихожан и членов семьи благотворителя, Андрея Ключарева [29].

Плита в честь И.М. Собцова на церкви Иерусалимской Божией Матери в Белом Городке

12 апреля 2008 г. были подняты на колокольню еще несколько колоколов. Один из них, второй по весу, с надписью и украшением, отлит на пожертвование предпринимателя из Москвы Оксаны Исаковой (в крещении Ксении). В настоящее время на колокольне находятся 11 колоколов, четыре же переданы в приписной Никольский храм села Белого.

В храме появилась ее главная святыня — икона Иерусалимской Божией Матери. Она была подарена настоятелем Богородицерождественского храма села Поречья Калязинского района (Кимрское благочиние) протоиереем Александром Мискиным. Икона отреставрирована иконописцем Натальей Есиной и украшена ювелирами в мастерской по росписи икон на предприятии церковной утвари РПЦ пос. Софрино Московской области на средства предпринимателя Андрея Ключарева. После реставрации икона была установлена на северной стороне главного (холодного) храма в нише, в ажурном, с позолоченными резными элементами, киоте под стеклом. Написанная ранее кимрским иконописцем Николаем Бареевым икона Иерусалимской Божией Матери была перемещена в главный алтарь храма. На средства Андрея Ключарева иконописцами Александрой Резниковой и Сергеем Родионовым произведена стенная роспись холодного (главного) храма (кроме купола, расписанного иконописцами из Дубны). Трапезная с теплыми приделами расписана ими же на средства благотворителя из Москвы Бориса Милославского.

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Лев Крылов. Материалы для истории церквей и монастырей г. Калязина и сел Калязинского уезда. Калязин, 1908. (Репринтное здание в книге «Забытые страницы истории». Тверь-Калязин, 2008. Сост. С. Кустов. С. 78.)
  2. Государственный архив Тверской области (ГАТО). Ф. 160. Оп. 8. Д. 518. Л. 1-2.
  3. Кимрская жизнь. 25 октября 1997 г.
  4. ГАТО. Ф. 160. Оп. 8. Д. 529. Л. 1-9 об.
  5. ГАТО. Ф. 160. Оп. 8. Д. 544.
  6. ГАТО. Ф. 160. Оп. 8. Д. 547. Л. 1-4.
  7. Матисон А. В. Городское и сельское духовенство Тверской епархии в середине XIX века. Москва, 2015. С. 233.
  8. Тверские епархиальные ведомости (ТЕВ). Тверь, 1899. С. 107.
  9. Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. С. 308-309.
  10. Тверские епархиальные ведомости (ТЕВ). 1903. № 14. С. 416. Часть официальная.
  11. ТЕВ. 1904. № 7-8. С. 215. Часть официальная.
  12. ТЕВ. 1904. № 17. С. 536. Часть официальная.
  13. ТЕВ. 1906. № 11. С. 208. Часть официальная.
  14. ТЕВ. 1913. № 17. С. 171. Часть официальная.
  15. ТЕВ. 1914. № 48. С. 781. Часть официальная.
  16. В 1920-х годах в течение ряда лет часть Белогородской волости Калязинского уезда входила в состав Гражданской волости Ленинского уезда (ныне Талдомский район) Московской губернии. Позднее вошла в состав Кимрского района.
  17. Тверской Центр документации новейшей истории (ТЦДНИ). Ф. 7849. Д. 9199-с. Л. 1-36.
  18. ГАТО. Ф. 160. Oп. 1. Д. 16305. Л. 336.
  19. ТЕВ. 1903. № 14. С. 416-419.
  20. Письмо без указания даты относится ко времени, когда настоятелем кимрского Покровского собора являлся протоиерей Николай Лебедев (1819-1890), который служил в соборе с 1862 по 1890 гг. Икона Иерусалимской Божией Матери прослыла чудотворной в конце 1870-х годов. Поэтому можно считать, что письмо датировано 1880-ми годами.
  21. Храм Иерусалимской иконы Божией Матери. Тверская область. Белый Городок. Автор-составитель Л.Н. Панина. 2005 г. С. 19; Правый (южный) придел в 1829 г. был освящен в честь Архангела Михаила. В начале восстановления храма в 1990 г. придел был по какой-то причине освящен в честь Николая Чудотворца. В будущем предполагается (после окончательного восстановления приписного Никольского храма в с. Белом, имеющем два Никольских престола), что в Белогородском храме придел Николая Чудотворца будет переосвящен в честь Архангела Михаила.
  22. Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописание и материалы к ним. Тверь, 2001. Кн. 3. С. 481-565,
  23. Новомученики Тверской епархии XX столетия. Тверь, 1999. С. 78-93.
  24. Коркунов В.И. Храмы города Кимры. Тверь, 2015. С. 79-86.
  25. Коркунов В.И. Новомученики кимрской земли. Тверь, 2006. С. 25-26.
  26. Орелович Л.Н. Белогородская жемчужина. Храму Иерусалимской иконы Божией Матери 190 лет. Москва, «Русский печатный Дом», 2016. С. 43.
  27. Храм Иерусалимской иконы Божией Матери… С. 15.
  28. Родник православия. Сентябрь. 2003 г.; Никольский придел освящен в 1990 г.
  29. Родник православия. Февраль 2008 г.

В.И. Коркунов, краевед

7.07.2024