Московский областной общественный фонд
историко-краеведческих исследований
и гуманитарных инициатив

С бывшим родовым имением Вяземских селом Городище на Дубненском устье связана судьба народного художника СССР, члена-корреспондента Академии художеств СССР Тараса Гурьевича Гапоненко (1906-1993 гг.)


Тарас Гурьевич Гапоненко родился 5 марта 1906 года в деревне Старая Заворонь (Смоленской области) в бедной крестьянской семье. Рано потерял родителей. Мать умерла, когда ему 5 лет, отец, – когда ему исполнилось 8 лет. Остались они вдвоем с сестрой, которая была на 6 лет старше Тараса, и пошли они в люди. В летнее время сестра худенькая девушка батрачила по окрестным деревням, а Тарас – пас свиней, получая за сезон одну меру ржи и 5-6 мер картошки. Зимой, перебивались, чем придется. Одну зиму пришлось Тарасу водить двух нищих слепцов, истоптав своими лаптишками половину проселочных дорог Ельнинского уезда Смоленской губернии. Лапти Тарас плел сам.

В самом начале 1917 года, когда Тарасу с сестрой стало все труднее и труднее добывать кусок хлеба, их выручила случайность. В их края приехал вербовщик, чтобы набрать на работу «за Москву» большую партию девушек, бездетных солдаток и вдов. Сестра отважилась поискать счастливой доли на чужой стороне. Слезно упросив вербовщика, сестра взяла собой и Тараса. Так 11-летнем подростком Тарас попадает на берега Верхней Волги, в большое старинное имение «Дубна». Вот как описывает в автобиографии Тарас Гурьевич Гапоненко события, которые происходили в 1917 году в селе Городище на Дубненском устье в имении «Дубна» у последнего владельца Ивана Петровича Любомилова.

«Вскоре по приезде в «Дубну» я стал невольным свидетелем все учащавшихся событий большого драматического накала: то вместе с военнопленными мадьярами забунтуют по какому-нибудь поводу рабочие, то перед барским домом соберутся из трех ближайших деревень сотни крестьян, требовавших, волнуясь и грозно негодуя, земли. Помню, в толпе было немало полукалек в потертых солдатских шинелях. Точно такое же происходило, как утверждала молва, и в близлежащих дворянских гнездах. В небольшом имении «Подберезье», которое находилось на левом берегу Волги и несколько выше, мужики бросили в бушующее пламя самого владельца. Под осень всесильный хозяин «Дубны», страшась народного гнева и возможной трагической развязки, уехал куда-то со всеми домочадцами. Вскоре его примеру последовали управляющий и краснорожий деспот-староста Никон Вуколыч».

У помещика Любомилова и в совхозе «Дубна» Тарас проработал 3 года – был истопником в конторе, подпаском большого стада породистых коров, разъездным конюхом, помощником пчеловода, табельщиком. В 1919 году сестра, которая работала на скотном дворе, вернулась на родину, а Тарас после долгих и настойчивых хлопот в 1920 году устроили в детский дом города Корчевы, чтобы он мог учиться, о чем мечтал с раннего детства. За 4,5 года, напрягая последние силенки, отчаянно голодая, систематически недосыпая, Тарас сумел одолеть учебные программы I и II ступени.

В сентябре 1924 года Тарас поступает учиться в Московский Высший Художественно-технический институт (ВХТЕИН), который окончил в 1930 году со званием художника-живописца. В 1929 году он впервые участвует в выставке Ассоциации художников революции с двумя работами. И с той поры вся его жизнь неразрывно связана с историей советского изобразительного искусства.

Картина Тараса Гапоненко «После изгнания фашистов»

Более 12 картин Тараса Гурьевича Гапоненко находятся в Третьяковской галереи на Крымском валу и в Русском музеи Санкт-Петербурга. За картину «На обед к матерям» (1935 г.) ему присуждается большая золотая медаль на Всемирной выставке в Париже. За картину «После изгнания фашистских оккупантов» (1943-1946 г.) присуждается Государственная премия СССР (1947 г.). Много его картин посвящено Великой Отечественной войне: «По следам оккупантов», «В рабство», «Рабовладельцы», «На пепелище», «Разоружение десанта». Много пишет из колхозной жизни: «Уборка сена», «Пора сенокошения», «У комбайна», «Колхозный табун», «Выход колхозников на работу», «В птичьем городе». Пишет натюрморты, картины, посвященные нашей природе. В 1954 году избирается членом-корреспондентом Академии художества СССР, в 1967 году – присваивается звание народного художника РСФСР, а 1974 году народного художника СССР.

Картина Тараса Гапоненко «После работы». 1956 г.

Тарас Гурьевич Гапоненко вел большую общественную работу. В 1954-57 года он был секретарем оргкомитета Союза художников СССР. Таков путь Тараса Гурьевича Гапоненко от беспризорного детства до народного художника СССР, где большую роль в его жизни сыграл приезд в село Городище на Дубненском устье и учеба в Корчевской школе.



Картина Тараса Гапоненко «Колхозники читают статью Сталина «Головокружение от успехов»







19.01.2007