Московский областной общественный фонд
историко-краеведческих исследований
и гуманитарных инициатив

13 декабря 2010 г. городу Дубне исполняется 50 лет. Очень странное заявление, не правда ли? Ведь 50-летие Дубны уже отмечалось четыре года назад, не многовато ли юбилеев у одного города? Однако и в этом, новом юбилее, есть очень серьезный смысл – это юбилей объединения в единый город правобережной и левобережной частей Дубны, юбилей совместной жизни дубненцев из Институтской части, с Большой Волги и «Тридцатки».

В июле 2006 г. праздновалось 50-летие с момента создания города Дубна в границах нынешней Институтской части города. 24 июля 1956 г. Президиум Верховного Совета РСФСР издал указ: «Преобразовать рабочий поселок Дубно Калининской области в город областного подчинения, сохранив за ним прежнее наименование». Так называемый «рабочий» поселок представлял собой недавно созданный научный городок физиков – сейчас это историческое ядро Институтской части Дубны. Он начал строиться в 1947 г., рядом с деревней Ново-Иваньково, после того, как в августе 1946 г. И.В. Сталин подписал постановление Совета Министров СССР о строительстве в окрестностях Иваньковской ГЭС протонного ускорителя – синхроциклотрона, ставшего впоследствии первым ускорителем ОИЯИ.

Итак, в июле 1956 г. рабочий поселок Дубно был преобразован в город, а уже через два месяца, 22 сентября 1956 г., Президиум Верховного Совета РСФСР издал новый указ: «О расширении черты города Дубно Калининской области и передаче его в состав Московской области». Согласно этому указу, в состав нового города были включены населенные пункты Большая Волга, Александровка, Козлаки, Ново-Иваньково, Ратмино и Юркино.

25 декабря 1957 г. Московский облисполком ходатайствовал перед Президиумом Верховного Совета РСФСР об уточнении названия города. В справке, приложенной к этому ходатайству, говорится: «Правильное наименование этого города следует считать Дубна, так как город назван по реке Дубне, на берегу которой он расположен». 8 января 1958 г. был издан указ Президиума Верховного Совета РСФСР: «Город Дубно Московской области впредь именовать городом Дубна». Так Дубна окончательно стала Дубной.

Но это была еще далеко не вся современная Дубна: в левобережной части нынешнего города в эти годы располагался рабочий поселок Иваньково со своей историей возникновения.

16 июня 1931 г. пленум ЦК ВКП(б) принял решение о строительстве канала Москва-Волга. Строительные работы начались в июне 1932 г. 21 сентября 1933 г. в деревню Иваньково (сейчас на ее месте находится шлюз №1) прибыли первые организаторы строительства Волжского гидроузла. Во главе этой группы стоял К.К. Крипайтис, работавший ранее на строительстве Беломоро-Балтийского канала. А 25 сентября 1933 г. в окрестностях Иваньково причалили две баржи с тремя сотнями заключенных и их охраной – первый этап каналоармейцев в эту местность. Они основывают лагерь, с которого и начинается населенный пункт Большая Волга.

В апреле 1937 г. Иваньковское водохранилище заполняется водой, начинает работать первая турбина Иваньковской ГЭС. 4 июля 1937 г. опубликовано постановление Совета Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) «Об окончании строительства канала Москва-Волга». Согласно этому постановлению, с 15 июля 1937 г. канал открывается для грузового и пассажирского движения. После завершения строительства канала на Большой Волге жил персонал, работавший на Иваньковской ГЭС и объектах Волжского района гидросооружений, а также сотрудники Московского пароходства, осуществлявшие грузовое сообщение по Волге и по каналу.

В июле 1936 г. был утвержден разработанный Гипроавиапромом проект нового авиационного завода, которые было решено строить на левом берегу Волги, между Иваньковской ГЭС и селом Подберезье. В мае 1937 г. начинается его строительство под наименованием «завод № 30», а 10 июля 1939 г. первая пусковая очередь завода вводится в эксплуатацию. Название «завод № 30» сохранялось до 1942 г., а в топонимике современной Дубны существует до сих пор как обозначение всей левобережной части города – «Тридцатки».

В том же 1937 г. при заводе начинает строиться поселок. 10 октября 1937 г. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет под председательством М.И. Калинина принимает постановление об отнесении к числу рабочих поселков населенного пункта, возникшего на месте бывшей деревни Иваньково. В постановлении сказано: «Отнести к категории рабочих поселков населенный пункт Иваньково при Волжских гидросооружениях Кимрского района Калининской области, сохранив за поселком его прежнее наименование. Включить в черту рабочего поселка Иваньково территорию при Волжских гидросооружениях, Пекуновского винокуренного завода, строительства завода № 30 и селений Подберезье и Крева с их сельскохозяйственными землями». Под «территорией при Волжских гидросооружениях» в данном постановлении понимается то же, что в некоторых более поздних документах именуется «населенным пунктом Большая Волга».

Так возник рабочий поселок Иваньково, существовавший по обеим берегам Волги вплоть до 22 сентября 1956 г., когда его правобережная часть – Большая Волга, в соответствии с указом Президиума Верховного Совета РСФСР, была включена в состав созданного 24 июля 1956 г. города Дубно. Однако меньше, чем через два года, 22 мая 1958 г., Большая Волга была выведена из состава Дубны и опять присоединена к Иваньково.

История объединения Дубны и Иваньково в один город была непростой. 20 февраля 1958 г. Президиум Верховного Совета РСФСР издал указ от передаче рабочего поселка Иваньково из Калининской области в Московскую. 4 марта 1958 г. Исполнительный комитет Московского областного совета депутатов трудящихся принял следующее решение: «принимая во внимание то, что рабочий поселок Иваньково непосредственно примыкает к границам города Дубна Московской области <…> включить рабочий поселок Иваньково в черту города Дубна… О настоящем решении довести до сведения Верховного Совета РСФСР». Таким образом, в марте 1958 г. Иваньково было присоединено Дубне. Однако на практике реализовать это решение местные органы власти не успели, поскольку уже в следующем месяце оно было отменено, а рабочий поселок Иваньково преобразован в город с тем же названием.

28 апреля 1958 г. Исполком Мособлсовета отменяет свое предыдущее решений от 4 марта и просит Верховный Совет РСФСР «преобразовать рабочий поселок Иваньково <…> в город областного подчинения, сохранив за ним прежнее наименование; включить в черту города Иваньково населенный пункт Большая Волга, исключив его из территории города Дубна». 22 мая 1958 г. Президиум Верховного Совета РСФСР издает соответствующий указ – и с этого момента на карте Московской области появляется новый город Иваньково. А 5 июля того же года проходит первая сессия Иваньковского городского Совета депутатов трудящихся. В ней участвует 41 депутат – 34 от левобережной части нового города, и 7 – от правобережной, от Большой Волги.

В течение двух с половиной лет (с мая 1958 г. по декабрь 1960 г.) города Дубна и Иваньково являются соседями. По данным общесоюзной переписи населения, в 1959 году в городе Дубна проживало 14,0 тыс. человек, а в городе Иваньково – 18,6 тыс. человек.

В это время Дубна активно развивается как международный научный центр. Практически вся жизнь Дубны тех лет строилась вокруг Объединенного института ядерных исследованний, созданного одиннадцатью странами-учредителями 26 марта 1956 г. на базе Института ядерных проблем АН СССР и Электрофизической лаборатории АН СССР. 15 марта 1957 г. в ОИЯИ запущен новый ускоритель – синхрофазотрон, с максимальной энергией ускоренного пучка 10 ГэВ. До 1960 г. он оставался наиболее мощным ускорителем элементарных частиц в мире. Синхрофазотрон становится не только важнейшей исследовательской установкой, но и одним из главных символов развития всей советской науки.

Город Иваньково не претендует на мировую известность, но он имеет гораздо большее, чем Дубна тех лет, повседневное народнохозяйственное значение. Институтская Дубна создает фундаментальные научные знания, а Иваньково производит электроэнергию, осуществляет снабжение Москвы водой, обеспечивает грузовое и пассажирское движение по Волге и каналу им. Москвы. Здесь ведется технологическое освоение и производство управляемых крылатых ракет и самолетов различных классов. Специалисты филиала опытно-конструкторского бюро 155-1 (позднее, с 1966 г. – МКБ «Радуга») под руководством А.Я. Березняка именно в эти годы работают над модификациями созданной ими в 1957 г. принципиально новой самонаводящейся крылатой ракеты морского базирования П-15. Она была принята на вооружение в 1960 г., а в октябре 1967 г., в ходе арабо-израильского конфликта, четырьмя ракетами П-15 был потоплен израильский эсминец «Эйлат». Это был первый случай боевого применения самонаводящихся крылатых ракет с жидкостно-реактивным двигателем.

13 декабря 1960 г. указом Президиума Верховного Совета РСФСР Дубна и Иваньково были объединены в один город. 13 декабря 2010 г. исполняется 50 лет с этой даты. Это будет юбилей объединенного города, общего для Институтской части, Черной речки, Большой Волги и «Тридцатки».

Событие 1960 г. часто рассматривается как присоединение Иваньково к Дубне. Даже на новом сайте дубненской городской администрации говорится: «в состав города вошли поселок «Большая Волга», окрестные деревни, а в 1960 году и г. Иваньково». Однако эта трактовка произошедшего события не соответствует тексту официальных документов.

В указе от 13 декабря 1960 г. сказано: «Объединить города Дубну и Иваньково в один город Дубну». Основополагающий документ убедительно свидетельствует именно об объединении городов, а отнюдь не о присоединении одного из них к другому. Кроме того, Большая Волга окончательно вошла в состав Дубны именно как составная часть города Иваньково.

Присоединить Иваньково к Дубне попытался Исполкомом Мособлсовета в марте 1958 г., однако это решение не реализовалось и вскоре было отменено. При этом следует учитывать, что Иваньково марта 1958 г. существенно отличалось от Иваньково декабря 1960 г. – прежде это был не город, а рабочий поселок, в его составе на тот момент отсутствовала правобережная часть – Большая Волга. А город Иваньково, с которым объединилась институтская Дубна в декабре 1960 г., превосходил Дубну того времени и по территории, и по населению (почти на 5 тысяч человек), и по объемам промышленного производства – хотя, конечно, существенно отставал от нее по известности и международному значению, а также, в некоторой мере – по качеству снабжения населения и уровню организации городского пространства.

16 декабря 1960 г. состоялось последнее заседание исполкома Иваньковского горсовета, а уже через десять дней, 26 декабря, началась объединенная сессия Дубненского и Иваньковского городских Советов депутатов трудящихся. В ней участвовали 98 из 110 депутатов двух городских советов. Они приняли решение: одобрить и принять к исполнению указ Президиума Верховного Совета РСФСР об объединении городов Иваньково и Дубна в один город Дубна, а также избрали исполнительный комитет объединенного городского Совета и его председателя – Н.Г. Вельможина, который стал первым высшим должностным лицом городской власти объединенной Дубны.

Таким образом, если рассматривать объективные исторические свидетельства и данные официальных документов, становится очевидно, что объединенная Дубна, существующая после 1960 г., – это город, являющийся в равной мере наследником и институтской Дубны, существовавшей до этого объединения, и города Иваньково.

История обоих этих городов, вошедших в состав объединенной Дубны, и является историей современного города, разделенного на два берега рекой Волгой, но соединенного людьми – 50 лет назад, 13 декабря 1960 г.

P.S. Автор выражает искреннюю признательность работникам архивного отдела Администрации г.Дубны за помощь в подборе документов при подготовке этой статьи.

Федор Петров

29.11.2010