Московский областной общественный фонд
историко-краеведческих исследований
и гуманитарных инициатив

Загуменнов Василий Иванович – известный общественный деятель, ветеран органов МВД, полковник милиции. В 1994-2000 гг. – начальник дубненского ГОВД. С 2000 г. работает на руководящих должностях в муниципальных и коммерческих организациях. В 1999-2014 гг. избирался депутатом Совета депутатов. Член Общественной палаты г. Дубны. Комсомолец 1970-х годов. За активное участие в законотворческой деятельности Совета депутатов г. Дубны награжден нагрудными знаками Московской областной Думы «За заслуги в законотворческой деятельности» и «За вклад в развитие законодательства».

Жизнь связывала меня с комсомолом дважды, и оба эти периода, продолжительностью до двух лет каждый, были очень насыщенными событиями и сыграли важную роль в формировании моих личностных качеств.

В сентябре 1968 года меня, ученика 9-го класса, избрали секретарем комсомольской организации школы. Наша средняя общеобразовательная школа №31 города Ашхабада имела свою специфику – это была школа с продленным днем, где все ученики обязаны были находиться в школе до 16 часов дня. Исключение делалось только для тех, кто занимался в кружках и спортивных секциях вне стен школы. С согласия родителей были поблажки и для старшеклассников.

Очевидно, что послеобеденное время в школе невозможно было занять лишь подготовкой домашних заданий. Поэтому активно проводились факультативные занятия по различным предметам, действовали кружки по интересам, организовывались различного рода соревнования и игры. Как правило, в организации и проведении этих мероприятий активное участие принимали старшеклассники-комсомольцы. Кроме того, по установившейся в школе традиции, многое тогда мы делали своими руками: убирали классы, подметали школьный двор, мастерили наглядные пособия, делали мелкий ремонт мебели и пр. Благодаря нашему учителю труда, который практически жил в школе, так как был и кочегаром в школьной котельной, и сантехником, и сторожем одновременно, многие из нас научились работать с инструментом, что мне лично очень пригодилось в жизни.
м Не удивительно, что в такой обстановке многие идеи и предложения исходили от комсомольцев и ими же воплощались в жизнь. Я, например, в то время увлекался сбором значков, и у меня была небольшая серия под названием «Города». Она-то и натолкнула на мысль о создании в школе экспозиции «Города-герои». Собрали материалы (благо, городов воинской славы в 1969 году было еще немного), изготовили стенды и деревянное оружие, нашли кое-какие вещи и фотографии военных лет – в общем, получился настоящий музей. На этом не остановились, в помещении музея решили поставить литературно-музыкальную композицию «Стихи и песни, опаленные войной». Проект оказался настолько удачным, что по решению гороно в нашей школе прошли городские семинары для учителей по вопросам военно-патриотического воспитания, где мы несколько раз показали свою композицию.

Летом 1969 года меня в числе лучших секретарей комсомольских организаций школ Туркмении делегировали на Всесоюзный слет секретарей комсомольских организаций, который состоялся под Сочи, в лагере «Орленок». Об этом событии в моей жизни многое можно рассказать, но скажу главное – это была самая плодотворная молодежная школа из тех, что мне довелось видеть. В течение трех недель опытные педагоги-вожатые буквально «лепили» из нас молодежных лидеров. Именно там я впервые услышал и принял для себя жизненный принцип: «Не согласен – возражай. Возражаешь – предлагай. Предлагаешь – делай».

Заряженные позитивной энергетикой слета «орлята» разлетелись тогда по всей стране. Сам я, еле дождавшись окончания летних каникул, атаковал директора школы и старшую пионервожатую новыми идеями. Конечно, выпускной класс – не лучшее время для занятий общественной работой, но кое-что все-таки удавалось делать. Из наиболее существенного вспоминается созданный по нашей инициативе драматический кружок, где мы с упоением играли русскую классику. Причем костюмы у нас были самые «настоящие», из русского драматического театра имени А.С. Пушкина, где у нашего руководителя драмкружка была знакомая костюмерша. Еще нашими стараниями была создана композиция «По ленинским местам», посвященная 100-летию со дня рождения В.И. Ленина. Мы сами проводили экскурсии не только для своих, но и для учащихся соседних школ города.

Второе мое «пришествие» в комсомол произошло спустя семь лет. После окончания Киевского института инженеров гражданской авиации в 1976 году я распределился на Ашхабадское авиапредприятие, где работал сменным инженером базы эксплуатации радиоэлектронного оборудования и связи. Неожиданно для меня, летом 1977 года, меня пригласили в отдел политико-воспитательной работы Туркменского управления гражданской авиации и предложили перейти на должность инструктора по делам молодежи. Не знаю, как уж начальник политотдела узнал о моем комсомольском прошлом, но «сватал» он меня профессионально, невозможно было не согласиться. Но, согласившись, я ни разу не пожалел об этом решении: работа в политотделе была очень разнообразной и интересной. Точнее, разнообразной делал её я сам, по собственной инициативе.

Первое, с чего я начал, была организация и проведение республиканских конкурсов профессионального мастерства молодых специалистов. До этого конкурсы проводились формально, по указанию сверху, и больше походили на выбор «победителя» руководителем. Участвовать в них заставляли силком. Я разработал новые положения о конкурсах для трех категорий молодых специалистов – вторых пилотов Ан-2, бортпроводников и авиатехников. Руководство управления выделило финансирование и учредило хорошие призы. Кроме того, были и комсомольские знаки отличия, так как в конкурсные комиссии были введены представители ЦК ЛКСМ Туркменистана и обкомов комсомола. Победителям, кроме того, повышали классность, давали направления на внеочередную переподготовку и повышение квалификации. В Аэрофлоте это были очень важные факторы роста, отлично стимулирующие молодых специалистов. Этапы конкурсов и имена участников широко освещались в местных и республиканских СМИ, что, безусловно, льстило конкурсантам и делало их узнаваемыми людьми. Отбоя в желающих не было, и борьба была жаркой. В результате и на всесоюзных отраслевых конкурсах наши ребята стали выступать очень достойно.

Постепенно, мои связи с организационным отделом ЦК ЛКСМ Туркменистана укреплялись, и меня даже утвердили внештатным инструктором этого отдела, что для обеих сторон было выгодным. По служебной необходимости я часто летал в командировки по республике и имел возможность заодно выполнять и отдельные поручения комсомола. В то же время я расширял свой кругозор и круг знакомств, что немаловажно не только на Востоке.

Не знаю, как сейчас, но в те годы сотрудников коренной национальности – туркмен – в Аэрофлоте Туркменистана было очень мало. В службах радионавигации, радиолокации и связи, где я начинал работать, из 30 человек инженерно-технического состава было всего два туркмена. Такое же положение было среди пилотов, авиатехников и бортпроводников. Стояла задача привлечь большее число лиц коренной национальности к учебе в учебных заведениях гражданской авиации. С этой целью весной 1978 года я предложил совместно с ЦК ЛКСМТ создать агитационную бригаду и «проехать по глубинке». Мы со своей стороны выделили трех молодых представителей авиационных специальностей, а комсомол предоставил творческий коллектив, который украшал наши беседы со старшеклассниками музыкой и пением. За два месяца, с промежутками, мы объехали с десяток областных и районных центров республики. Рейд бригады широко освещался в СМИ. В целом это мероприятие получило высокие оценки и в ЦК ЛКСМТ, и в управлении гражданской авиации республики. К 60-летию комсомола, в октябре 1978 года, меня наградили Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ.

В дальнейшем моя судьба могла быть прочно связанной с партийно-комсомольской работой. На ноябрьском 1978 года пленуме ЦК ЛКСМТ меня избрали членом ревизионной комиссии, а чуть позже дали рекомендацию на учебу в Высшую школу комсомола. Но жизнь распорядилась иначе: весной 1979 года по семейным обстоятельствам я переехал в Дубну. Здесь все пришлось начинать, как говорится, с нуля, но знания и опыт, приобретенные мною в комсомоле, еще не раз пригодились мне в жизни.

Василий Загуменнов, комсомолец 1970-х годов

11.12.2018